В десятке лидеров Подмосковья



Учителя - это, пожалуй, самые важные люди в нашей жизни. Именно они сопровождают нас с раннего детства и до полного взросления. Ведь учитель - это не только должность в школе, учитель - это высокое звание человека, который может научить, подсказать верное направление, рассказать о мире, о людях и об их взаимоотношениях.

Начальник Управления по образованию городского округа Галина Державина не только посвятила всю свою жизнь этой профессии, но и поставила перед собой задачу вместе со всеми специалистами управления обеспечить достойным образованием и воспитанием химкинских детей и подростков, в соответствии с их способностями и интересами. Стоит отметить, что эти задачи успешно реализуются уже на протяжении нескольких лет. Об этом говорят соответствующие показатели – Химки сегодня среди десятка лидеров в Московской области по качеству образовательных услуг. Об этом и о том, как будет развиваться в 2012 –2013 учебном году сфера образования в округе, Галина Дмитриевна рассказала нам в интервью.

– Как развивается в Химках образование в рамках модернизации?

– Итоги 2011–2012 учебного года характеризуют систему образования городского округа Химки постоянным обновлением методик, технологий, содержания образования, отсюда и инновационные модели построения образовательного процесса, что становится отражением запросов обучающихся и их родителей.

Я обозначу некоторые итоговые показатели развития системы общего и дополнительного образования, отражающие тенденции инновационного развития: На I ступени обучения увеличивается количество классов, использующих развивающие программы, в том числе с применением учебно-лабораторного оборудования, и новые учебно-методические комплексы. В рамках реализации модернизации общего образования для учащихся 1-х классов школ № № 3, 5, 14, 24, лицеев №№ 10 и 17, начальной школы – детского сада «Рябинушка» было получено учебно-лабораторное оборудование на общую сумму свыше 19,5 миллиона рублей. С помощью этого оборудования образовательный процесс получил совершенно новое содер-

жание, так как большинство уроков приобрели форму интерактивных. В новом учебном году, в рамках модернизации образования, будет получено учебно-лабораторного оборудования для учащихся 1-х и 2-х классов на 60 миллионов рублей. Наша задача – так выстроить образовательный процесс, чтобы эффективность использования этого оборудования была максимальной.

– Во многих учебных заведениях округа продолжается внедрение в образовательный процесс цифровых ресурсов. Как с ними справляются педагоги и ученики?

– Наиболее успешно электронные учебные материалы применяются в лицеях №№ 11, 13, 15, 17, гимназии № 4. Кроме этого, администрациями вышеназванных школ цифровые образовательные ресурсы широко применяются при организации диагностического и коррекци-онного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдаче ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

В этих учреждениях накоплен положительный опыт использования цифровых образовательных ресурсов и во внеурочной деятельности: с их помощью педагоги выявляют и развивают детские фантазии, организуют досуг с максимальной пользой, расширяют знания по предметам.

При поддержке Министерства образования Московской области в 2011 году начат и успешно внедряется проект обучения детей-инвалидов с сохранным интеллектом с использованием дистанционных образовательных технологий. В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 14 и в лицее № 21 дистанционно обучаются 15 учащихся различных возрастных категорий.

Успешно развивается процесс интеграции инновационных технологий тестирования и электронных средств.

В течение всего учебного года учащиеся наших школ принимали участие в диагностических работах по различным предметам как через систему «Статград», так и в режиме он-лайн. Участие в подобных работах позволяет выпускникам 9-х и 11-х классов оценить свои реальные

знания и скорректировать процесс подготовки к государственной итоговой аттестации.

– Как все эти новые разработки сказываются на индексе успеваемости учеников?

– В этом году мы по-прежнему в десятке лучших по Московской области по ЕГЭ: средний балл по русскому языку – 64,4, по математике – 48,9, что выше средних баллов по данным предметам по Московской области. По итогам ЕГЭ-2012 пять учащихся получили 100 бал-

лов, в том числе по русскому языку – двое учащихся школы № 5, по информатике – один учащийся лицея № 15, по математике – один из лицея № 17, по литературе – один из лицея № 11.

Осуществляется переход на более гибкие и адаптированные для ребенка педагогические технологии с применением в образовательном процессе проектно-исследователь-ской деятельности.

Такая деятельность организована в большинстве школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования.


Мониторинг этого вида деятельности показал, что организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний.

Как результат – в этом учебном году в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах проектных и исследовательских работ приняли участие свыше 160 учащихся различных возрастных категорий.

Работы учащихся, представленные на областной экологической конференции «Природа встречает

друзей», на научно-практической конференции «Первые шаги в науку», на Всероссийском конкурсе детских проектов в области энергетики «Энергия детства», на 10-м Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета», в этом году отличались не только высоким методическим уровнем материала, но и социальной и практической значимостью.

Прошедший год внес лепту в развитие опыта использования инновационных воспитательных средств,

способствующих социализации обучающихся.

Успешно реализовывались такие социально значимые проекты, как «Свет в окне»; «Календарь Победы», «Проживем это вместе»; «Бал ветеранов»; «Рождественские встречи»; «Подросток»; «Здоровье – твое богатство»; «Все народы в гости к нам».

– Чем отличаются данные проекты от предыдущих?

– Отличие и новизна таких проектов в том, что они проходят с активным участием родительской общественности, широкого круга социальных партнеров, массовостью детского населения и глубоким содержанием.


Несомненно, самым эффективным средством инновационного продвижения системы образования является стимулирование творческой индивидуальности педагога.

Следуя этому, в истекшем году каждый педагог имел возможность прохождения аттестации на более высокую квалификационную категорию; в этом году 75 педагогов получили высшую категорию, 35 – первую. Также они могли стать участниками профессиональных конкурсов, где им предоставлялась возможность заявить о своем опыте и распространить его. В этом учебном году с успехом прошли муниципальные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный».

Пользуясь случаем, хочу отметить высокие достижения наших педагогов в рамках Национального проекта «Образование» по направлению «Поощрение лучших учителей». «Лучшими учителями» стали Павел Юрьевич Бевзик – учитель обществознания лицея № 11 и Наталья Ивановна Косовцева – учитель математики лицея № 17.

– Следует ли из этого, что не только ученики успешно развиваются, но и их учителя вместе с ними идут на высокие достижения?

– Изменение профессионального статуса, карьерный рост – еще один управленческий эффект. Большинство учителей высшей и первой категорий реализуют свои профессиональные, лидерские способности на муниципальном уровне и на уровне Московской области, принимая участие в различных семинарах, «круглых столах», научных конференциях.

– Как внедряется в образовательный процесс нашего округа непонятный изначально и пугающий многих родителей, педагогов и учеников Федеральный государственный образовательный стандарт?

– В этом учебном году 4 500 школьников 1–2 классов обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Свыше 270 педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации для работы по ФГОС. Управление по образованию совместно с администрациями образовательных учреждений планомерно проводило работу по минимизации рисков, возникающих при введении федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из основных рисков, который мы успешно преодолели, явился фактор неготовности некоторых

педагогов и администраций образовательных учреждений к введению ФГОС.

Общими усилиями специалистов Управления по образованию и администраций образовательных учреждений нам удалось избежать урочной формы организации внеурочной деятельности и не сделать ее продолжением предметных программ.

– Какие еще изменения произойдут в сфере образования в ближайшие годы?

– Модернизация содержания образования на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов и планомерная подготовка всех участников образовательного процесса к введению ФГОС основной школы – стратегическая задача номер один на сегодняшний день.

Весь 2011–2012 учебный год мы продолжали работу по совершенствованию качества образования. Акцент был сделан на качестве управления, ресурсном обеспечении, качестве учебных программ, достижениях учащихся, развитии педагогического коллектива и уровне мотивации и развития детского коллектива.

В целом все образовательные учреждения показали положительную динамику по совершенствованию качества образования. В результате мониторинга Министерства образования Московской области, по итогам прошедшего учебного года, статус «Учреждение с высоким уровнем достижений работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию обучающихся» получили лицеи №№ 10, 15, 17. В 2011 году такой статус был присвоен гимназии № 4. В рамках Национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» лауреатами Премии Губернатора Московской области за высокие достижения в учебе стали 20 учащихся городского округа Химки.

– В каких других направлениях ведутся такие же усердные работы?

– В этом году мы продолжили работу по преодолению риска школьной неуспешности. По заказу Управления по образованию была

разработана программа, позволяющая вести регулярную статистику всеобуча, а также неуспевающих, оставленных на повторное обучение, условно переведенных, не аттестованных учащихся в каждом образовательном учреждении.

Анализ этой статистики, взаимодействие с коллективами образовательных учреждений, со специалистами Центра «Успех», с педагогами-психологами и социальными педагогами, а также работа психолого-медико-педагогической комиссии были направлены на психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку школьников, не справляющихся с образовательной программой, на определение вариантов индивидуализации образовательных и поддерживающих услуг. Наш опыт работы в данном направлении заинтересовал специалистов Министерства образования Московской области, и на базе гимназии № 9 мы проводили обучающий семинар «Организация выявления и учета детей школьного возраста не обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в общеобразовательных учреждениях», в котором приняли участие представители всех муниципальных органов управления образованием Московской области.

– Несколько слов о дистанционных технологиях. Будут ли они использоваться в нашем округе?

– В связи с необходимостью соответствовать требованиям времени мы рассматриваем создание муниципальной системы дистанционного образования, которая будет развиваться в двух направлениях: дистанционного повышения квалификации педагогических работников и дистанционного обучения школьников. Мы планируем развивать ее в рамках построения и развития нескольких моделей: для детей с ограниченными возможностями здоровья; селективные и факультативные курсы для школьников с особыми образовательными потребностями; дистанционные курсы по общеобразовательным дисциплинам.

Каждая из моделей будет решать конкретные задачи: от повышения социальной активности маломобильных обучающихся до органи-

зации образовательного процесса в период пандемического роста заболеваемости среди всех школьников. Основная их цель будет заключаться в создании дополнительных условий для интеллектуального и творческого развития различных категорий детей, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию. И это у нас обязательно получится!

– Впереди праздник «День учителя». Что бы вы пожелали своим коллегам и всем педагогам страны?

– Начался новый учебный год. И каждый из нас понимает, что какая бы ни стояла задача перед системой образования, какие бы ни предлагались инновационные модели, какие бы ни выстраивались стратегические векторы развития, все, или почти все, зависит от педагога. Мое твердое убеждение – педагог XXI века должен быть эмоционально устойчивым, деликатным лидером, способным осуществлять прямую и обратную связь с учащимися, умеющим общаться, говорить и слушать, а главное – знающим, как мотивировать школьника к обучению.

Он должен уметь управлять собственным поведением, грамотно формулировать цели и задачи деятельности, профессионально организовывать планирование учебного процесса, поддерживать учебную активность учащихся, объективно оценивать промежуточные результаты деятельности. При этом должен обладать критическим мышлением, гибкостью ума, фантазией, логикой. Все эти качества педагога трансформируются в педагогическое мастерство, которое невозможно без постоянного стремления к самосовершенствованию и уважения к маленькому человеку, формируемого детским садом и школой. Настоящий педагог не тот, кто больше знает или умеет, а тот, кто может привить тягу к познанию как к осознанной необходимости.

Я желаю всем учителям, чтобы они воспользовались этими качествами во благо наших детей. С наступающим вас праздником! С Днем учителя! Счастья, здоровья, успехов, благополучия вам и вашим семьям!

Марина Клэтинич Фото автора



 
По теме
Астролог, оккультист, эксперт в области эзотерики и психолог Даниэль Первов сообщил, что в связи с приближением весны каждый знак зодиака в период с 18 по 24 марта ожидает время искушений и перемен, новых открытий и возможностей,
Астролог, оккультист, эксперт в области эзотерики и психолог Даниэль Первов рассказал, что все знаки зодиака на текущей неделе ожидают какие-либо изменения в жизни.
"Крокус Сити Холл" 22.03.2024: скорбим со всей страной - Бронницкие новости Вечером 22 марта броничане, как и другие жители нашей страны, узнали о чудовищном по своей жесткости теракте в Красногорском «Крокус Сити Холле», унёсшем жизни многих десятков людей.
Бронницкие новости
Памятка обеспечения пожарной безопасности - Павлово-Посадский район В связи с наступлением пожароопасного периода просим Вас уделить особое внимание соблюдению правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред.
Павлово-Посадский район
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
photo_2022-06-11_13-18-23-696x466 - МАУ Медиацентр В субботу во всех поликлинических подразделениях Подольской областной клинической больницы пациенты, переболевшие в 2023-2024 годах новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), смогут пройти углубленную диспансеризацию.
МАУ Медиацентр
Рузские медики — бойцам СВО - РузаРИА Сотрудники Рузской больницы продолжают отправлять гуманитарную помощь в зону проведения специальной военной операции.
РузаРИА
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести
Click to enlarge image FeXRyG2C5-E.jpg - Управление по развитию культуры и туризма 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Управление по развитию культуры и туризма