О существовании деревни Устинки большинство жителей нашего района, скорее всего, не подозревает. Она находится на самой границе с Дмитровским рай-оном — выйдя на околицу, можно разглядеть межевые столбы.
Меж тем в последние месяцы этот скромный населённый пункт стал центром общественной активности Васильевского поселения. Виной всему — проект дороги, соединяющей будущую Центральную кольцевую автодорогу с Хотьковом. По подсчётам активистов, проект затрагивает интересы около 20 тысяч людей. Под обращениями в различные инстанции собрано уже 46 листов подписей. Мы выехали на место, чтобы вникнуть в проблему.
Жизнь
среди болот
Чтобы попасть в искомую деревню, надо от Хотькова ехать через Жучки в сторону Тешилова, а между деревнями Васьково и Прокшино не прозевать поворот налево возле разлапистого дерева (специальных указателей там нет). Через пару километров вы увидите кровли стареньких, в большинстве своём, домов — это и есть Устинки, центр неожиданной гражданской активности среди лесов и болот.
На месте, возле бетонного бомбоубежища военных лет, нас встречали местные жители. В бункере теперь чей-то погреб, а дом, возле которого мы остановились, по утверждению владельцев, был построен больше века назад.
Места здесь красивые. В Устинках всего 33 дома, есть и дачники, и коренные жители. Самой почтенной жительнице, Галине Васильевне Антоновой, исполнилось уже 100 лет. Она здесь родилась, выросла, вышла замуж, вырастила троих детей и всю жизнь проработала в местном колхозе.
Наша собеседница Ирина Даньшина взяла на себя основную нагрузку по переписке с инстанциями. Сейчас она живёт в основном в Москве, но родилась и большую часть жизни провела в Устинках. По её словам, история противостояния деревни с пока не построенной дорогой началась с того, что одна из местных жительниц захотела взять в аренду дополнительный участок земли на окраине. Ей это не удалось.
Дальнейшее углубление в проблему привело местных жителей к схеме территориального планирования Сергиево-Посадского района, опубликованной на официальном сайте www.sergiev-reg.ru. Глядя на карту, они узнали, что прямо через Устинки предполагается провести широкую дорогу по маршруту "ЦКАД — Новое Гришино — Ассаурово — Хотьково". А одно из близлежащих полей зарезервировано под промышленную площадку. Откуда-то взялись слухи, что там будет новый полигон для твёрдых бытовых отходов.
Всё это предполагалось сделать в месте, буквально со всех сторон окружённом государственными заказниками и особо охраняемыми и природными территориями: болото и озеро Озерецкое, Попово болото, пойма реки Воря и другие. В здешних местах есть редкие растения, гнездятся болотные и водные птицы, водятся бобры, зайцы и даже занесённая в Красную книгу России выхухоль.
Бобров, к слову сказать, мы повидали — жители Устинок любезно посадили нас в уазик и довезли до места, откуда хорошо видны построенные ими хатки. Когда-то при советской власти здесь велись торфоразработки, потом из противопожарных соображений их хотели запрудить, но пришедшие бобры отлично справились с этой задачей сами.
Заботы и ответы
Жителям Устинок, Кузьминок, Прокшина, Васькова, Тешилова, Левкова, Пузина, а также окрестных садовых товариществ открывшиеся дорожно-промышленные перспективы не понравились. Они провели большое собрание (присутствовало, по словам участников, около 300 человек) и стали писать письма во все инстанции.
В обращении на имя губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва они выразили глубокую озабоченность грядущим строительством, указав, что стройка пройдёт в зоне водораздела рек Яхрома и Воря, вокруг которой раскинулись обширные болота. В связи с наличием которых в этих местах никогда, даже при советской власти, не размещали никаких промышленных предприятий и не прокладывали крупных дорог. "Жители деревни крайне обеспокоены тем, что данный проект, обсуждаясь в административных кругах, никоим образом не учитывает мнение людей, условия проживания которых могут от этого серьёзно пострадать, а также может разрушить веками сложившуюся экосистему данной местности", — писали они в письме губернатору. Помимо этого они уточняли, что в нескольких километрах севернее уже есть дорога, соединяющая Новое
Гришино с Хотьковом.
Обращения с просьбой пересмотреть проект строительства или дать дополнительную информацию были разосланы также в администрацию района, прокуратуру, министерство природных ресурсов России, областное министерство экологии и природопользования, депутатам Государственной и областной думы и даже в Русское географическое общество.
Ответы пока пришли не отовсюду, но их накопилось уже достаточно.
Письмо губернатору было переправлено в ГУП "Автодор", откуда написали, что автодорога "Новое Гришино — Ассаурово — Хотьково" не находится в доверительном управлении компании (что, пожалуй, неудивительно, дороги-то ещё нет).
Из Росприроднадзора поступил ответ, что материалы по строительству дороги к ним на экспертизу не поступали.
Из прокуратуры письмо жителей переправили в УМВД района, где оно и кануло (ответа пока нет).
Из районной администрации сообщили, что вопросы строительства перечисленных в письме объектов (автодорог, промышленных и коммунальных складских объектов, полигона твёрдых бытовых отходов и других подобных) в этой местности ею не рассматривались. Несколько позже последовало уточнение: "Учитывая существующее использование земельных участков, проект проходит корректировку, и размещение коммунально-складской зоны в рай-оне д. Устинки из проекта исключается". В этом же письме сообщалось, что строительство дороги предусмотрено проектом "Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области", утверждённым областным правительством в 2011 году.
Всё это, однако, не вполне устроило жителей, так как не давало ясного ответа на главные вопросы: пройдёт через Устинки дорога или нет? Проводилась ли оценка воздействия объекта на окружающую среду? Кто является проектировщиком и будет ли проект выноситься на публичные слушания?
Для прояснения ситуации инициативная группа записалась на приём к заместителю главы администрации района Илье Барбакадзе. Мы попросили согласия присутствовать при разговоре.
"В сметах
не знаЧитсЯ"
Илья Нодариевич дал жителям Устинок подробные разъяснения. По его мнению, в обозримом будущем говорить о дороге через Устинки не приходится: сроки начала строительства Центральной кольцевой автодороги неоднократно переносились и до сих пор окончательно не определены. Этот вопрос решается даже не на областном, а на федеральном уровне. Прокладка дороги от ЦКАДа до Хотькова не значится в сметах как минимум до 2016 года.
Маршрут прохождения дороги, как правило, изменить можно. Когда начинается топосъёмка и детальное проектирование, неподходящие или занятые участки исключаются из схемы. Если дорога проходит по частным владениям — земля может выкупаться по рыночной стоимости.
О начале проектирования трассы через Устинки Илье Барбакадзе ничего не известно: "Пока это просто линия из пункта А в пункт Б". Разработкой проекта, скорее всего, будет заниматься Главное управление дорожного хозяйства Московской области, более конкретных сведений об этом в районной администрации района сейчас нет.
Реальный маршрут дороги может довольно сильно отличаться от предварительно намеченного. В качестве примера Илья Барбакадзе привёл планы по строительству Западного обхода вокруг Сергиева Посада. По Генплану города (разработанному, но так и не утверждённому. — Ред.) дорогу хотели провести через поля за Семхозом, но когда началось проектирование на местности, её сместили, и теперь она пройдёт по окраине Южного посёлка. Общественные слушания по проекту Западного обхода намечено провести 13 ноября.
Что-то подобное, вероятно, рано или поздно произойдёт и с дорогой "ЦКАД — Новое Гришино — Ассаурово — Хотьково", но сказать что-то более конкретное сейчас невозможно. Жителям нужно не терять гражданской активности и следить за публикациями документов в прессе и интернете. Администрация района заинтересована в благополучном разрешении ситуации.
Александр Гирлин