Историю русской литературы, по сути, можно разделить на два периода – «усадебный» и «дачный». Если в XIX веке муза часто витала среди парков и белоснежных беседок, то в прошлом столетии она «переселилась» в милые и уютные дачи. Именно «дачному» периоду развития русской литературы посвящен новый маршрут в рамках «Усадебного экспресса» – совместного проекта Министерства культуры Московской области и ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания».
Расположенное в нескольких километрах от Московской кольцевой автомобильной дороги Переделкино – историко-культурный заповедник, получивший такой статус тридцать лет назад.
В 30-е годы прошлого века по просьбе Максима Горького правительство СССР выделило здесь земли под постройку писательского городка. Первыми обитателями переделкинских дач стали Корней Чуковский, Александр Серафимович, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Борис Пильняк, Всеволод Иванов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Константин Федин, Илья Ильф, Евгений Петров.
Позже в городке поселились Вениамин Каверин, Николай Заболоцкий, Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Римма Казакова, другие советские классики.
Организаторы «Усадебного экспресса» приглашают желающих прогуляться по этому живописному уголку, пропитанному творчеством и вдохновением. До станции туристы доберутся в уютном вагоне традиционной электрички в сопровождении гида.
Гости посетят дома-музеи, экспозиции в которых посвящены жизни и творчеству Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы.
Интерьер дома-музея Чуковского сохранен таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают о связях бывшего хозяина дома с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века – Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Борисом Григорьевым.
В доме-музее Бориса Пастернака на стенах висят картины, гравюры и рисунки отца поэта – Леонида Пастернака, талантливого художника, которого ценил Лев Толстой, доверяя ему иллюстрировать свои произведения. Сохранилась обстановка и в доме-музее Булата Окуджавы – вплоть до кабинета, где все, как и прежде: «роза красная в бутылке», пепельница на письменном столе, самодельные полки с книгами, вид из окна....