«Чудный театр, нежься и кутайся в бархат дремотный…»



В Центральном историческом архиве Москвы хранится протокол от 12 февраля 1915 года
об утверждении проекта «на постройку здания кинематографического театра и для спектаклей с устройством в нём электрического освещения во владении Малаховцева, находящегося
в городе Серпухове
на углу Фабричной и Кишкинского переулка».
СОБРАНИЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ
ДРАМАТИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА
Но театральное искусство пришло к жителям Серпухова намного раньше самого здания, в далёком 1895 году, 20 апреля, когда был утверждён «Устав Серпуховского Собрания любителей драматического искусства». В этом уникальном документе говорится, что «…Собрание имеет целью содействовать развитию драматического искусства и доставлять членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою, а также оказывать по возможности помощь нуждающимся… С этой целью Собранию предоставляется право нанять удобное помещение, в котором и устраивать для своих членов    и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные, литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и другие периодические издания, а также приглашать лиц специальных по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению между членами Собрания полезных сведений». К сему имелось примечание: «Маскарады, драматические представления и исполнение на сцене рассказов, стихотворений, куплетов и т.п. допускаются не иначе, как с разрешения местного полицейского начальства…»
Серпуховское собрание было серьёзным и солидным творческим объединением - со своим фондом, библиотекой и    круглой печатью, в центре которой была изображена пятиструнная лира, обрамлённая лавровыми ветвями, а по кругу надпись: «Серпуховское собрание любителей драматического искусства».
Старостой «кружка» был А.Тихомиров, а руководителем -    секретарь земской управы, представитель древнего рода купцов-фабрикантов Серпухова Иван Митрофанович Сериков, с которым    дружил фактический попечитель собрания театральных любителей, знаменитый писатель А.П. Чехов, отдавший самые лучшие, зрелые свои годы - с 1892-го по 1899-й - уездному Серпухову. Он был здесь гласным земской Думы, заседал в суде, был членом санитарного совета и боролся с чумой, был попечителем библиотек и сельских школ и на свои средства построил три школы с жильём для учителей! На встречах любители театра читали его произведения, написанные в Мелихове: «Дом с мезонином», «Палата №6», «Чайка», «Дядя Ваня».    И староста, и руководитель всемерно помогали Чехову в его просветительской и благотворительной деятельности, участвуя в организации спектаклей силами и кружка,    и московских любителей и профессионалов.
Подопечная писателя Елена Михайловна Шаврова и её сестра Ольга (актриса, сценический псевдоним – Оленина) не только помогали Чехову в отборе пьес для любительских спектаклей, но и играли в них. В мае 1897 года Чехов писал Шавровой: «Выбор пьес одобряю, «Перчатка» весьма подходит для Серпухова, ибо Вас придут смотреть интеллигенты». Речь шла о пьесе Б.Бьерсона - известного норвежского драматурга. Это своего рода трактат о необходимости одинаковой нравственности для обоих полов. По воспоминаниям сестёр, спектакль имел у серпуховичей большой успех.
ПРИЕХАЛ ЧЕХОВ,
И ВСЁ ИЗМЕНИЛОСЬ…
При подборе пьес для репертуара кружка делали акцент на произведения, где было мало действующих лиц. В своих воспоминаниях о Чехове Елена Михайловна Шаврова подробно рассказала о постановке пьес «Брак» (интерпретация с французского П.Гнедича) и одноактной комедии В.Билибина «Приличия». Афиша этого театрального вечера, к счастью, сохранилась. В 1976 году её передал музею в Мелихово серпуховский коллекционер А.Елисеев. В ней говорится, что 22 февраля 1897 года серпуховские и московские любители драматического искусства будут давать спектакли «Брак» и «Приличия» в пользу строительства земской школы в селе Новосёлки... В постановках было занято всего шесть актёров, в том числе и сестра Елены Михайловны - Оля Шаврова. Ещё в афише указывалось на то, что по окончании вечера будет «оркестр музыки» и семейно-танцевальное продолжение. Господ кавалеров, готовых принять участие в танцах, просили быть в чёрных парах - не пиджачных... Все «цены местам со включением благотворительного сбора и гардероба» были расписаны: 1-й ряд - 2 рубля 10 копеек, входной - 1 рубль. Билеты можно было приобрести в магазине А.А. Пафонова, а в день спектакля - в кассе Собрания. Афиша была отпечатана в серпуховской типографии.
В своих воспоминаниях Е.М. Шаврова подробно описывает всё, что происходило вокруг этого театрального вечера. Накануне Чехов писал ей в Москву: «...Приезжайте к 12 часам со скорым. Приехав в Серпухов, подзакусив на станции, садитесь на извозчика (очень плохого, ибо здесь хороших нет) и поезжайте в кружок. Город серый, равнодушный, но рассчитываю, что спектакль даст 75-100 рублей чистых, а для уезда 75 рублей - всё равно что для города 1450. С марта я начинаю строить школу, в июне она уже будет готова. Афишу я повешу на стене в рамочке, это в память о Вашей доброте».
Как вспоминает Шаврова, небольшой артистический караван двинулся из Москвы в Серпухов, выехали пораньше, чтобы успеть осмотреться и прорепетировать пьесы на сцене до начала спектакля, как «это делали всегда»...
«Помню, был ясный морозный день, хороший санный путь. Весело было ехать с вокзала в город на маленьких полудеревенских санках с бубенчиками. Совсем как на масленице! В кружке нас, по-видимому, так рано не ждали. Палаццо встретило нас сурово, ибо оно оказалось просто запертым на огромный висячий замок... Когда нам открыли, то помещение поразило нас своей скромностью. Это была просто большая, длинная комната с низким потолком, и освещалась она керосиновыми лампами. Всё было очень примитивно и даже бедно. По лицам товарищей-артистов я видела, как они удивлены и разочарованы...
Но приехал Антон Павлович, и всё, как по волшебству, изменилось. Чехов сразу же распорядился насчёт чаю с бутербродами и занялся устройством спектакля, принял участие во всех мелочах и делал всё с таким вниманием и такой охотой, - отмечает Шаврова, - как самое дорогое и любимое дело. В результате сцена оказалась хорошо обставлена. А во время спектакля Чехов находился за кулисами и по книжке следил за выходами...
Публика осталась довольна. Артис-тов шумно приветствовали, приходили за кулисы благодарить, просили приехать ещё!.. Молодым людям век спустя трудно себе представить, как дамы и кавалеры во фрачных парах отплясывали под свет керосиновых ламп!
В 1990 году в СССР была выпущена памятная монета к 130-летию со дня рождения А.П. Чехова. Так вот художник изобразил на ней не что иное, как керосиновую лампу на фоне театрального занавеса, что весьма символично, ибо Чехов писал свои пьесы и рассказы при свете керосиновых ламп, да и спектакли в основном шли под этим освещением.
На вокзале станции Серпухов Чехов устроил ужин, а потом вместе со всеми поехал в Москву... «Было три часа ночи, - пишет Е.М. Шаврова, -    было чудесно ехать и говорить с Антоном Павловичем под мерный стук колёс, мы усталости не чувствовали, а были довольны и счастливы...»
Спустя полтора года - в ноябре 1898-го - Чехов писал Елене Михайловне из Ялты: «Вы согласились бы опять поехать в Серпухов и сыграть в пользу школы? Не правда ли? У меня опять строится школа (из мною построенных - это третья), и нужны деньги, хоть в петлю полезай. После спектакля поужинали бы на Серпуховском вокзале... Не правда ли?»…
Так зарождалось в нашем городе театральное искусство…

В ТЕАТРЕ СЕРДЕЦ
РАСПЛАВЛЯЕТСЯ ЛЁД…
В 1908 году    знаменитый тенор Александр Александрович Говоров - солист Большого театра, окончивший Московскую консерваторию и совершенствовавший своё мастерство в Италии, стал терять голос. Кто-то из знакомых подсказал, что в Серпухове очень благодарная публика, но нет своего театра. Александр Александрович приехал в наш город и долго убеждал купца А.В. Малаховцева построить театр. Купец начисто отверг проект Говорова и согласился на постройку такого здания, которое в любой момент можно было бы использовать под склад или производство самоваров, доставшееся ему в Туле по наследству. Малаховцев хотел заниматься этим прибыльным делом, о театральном искусстве понятия не имел и в него не верил. Убеждать его пришлось долго. По замыслу купца, здание должно было походить на склад, чтобы быстро переделать театр, если тот окажется убыточным.    Бывшему певцу стоило немалых трудов уговорить Малаховцева построить в нём настоящую «глубокую сцену», а не простые подмостки.
Проект «на постройку здания для кинематографического театра и для спектаклей» был завершён городским архитектором при Серпуховской управе Алексеем Малининым к ноябрю 1914 года. А в марте 1915 года подошло к концу и строительство. Кроме сцены имелись фойе, зал с очень хорошей акустикой и даже помещение для буфета. Первые же спектакли, прошедшие с большим успехом, показали купцу, насколько это прибыльное дело. Все постановки вначале осуществляли    московские артисты. Говоров    приглашал в Серпухов М.Н. Ермолову, Л.В. Собинова, В.В. Панину, Н.В. Плевицкую...

«ТЕАТР - И ЗРЕЛИЩЕ,
И ШКОЛА ДЛЯ НАРОДА…»
Но грянула Февральская революция 1917 года, и наш театр стал местом проведения митингов и собраний, здесь читались лекции и доклады, проводились диспуты. Выступали синеблузники, проводили свои собрания    военнопленные-интернационалисты.
В то время на театр смотрели не как на роскошь или на доходную статью, а как на потребность трудящихся в культуре. Народный комитет просвещения добивался, чтобы в его распоряжении имелись суммы для выдачи целевых дотаций тем театрам и на те постановки, которые советская власть считала полезными и необходимыми в деле культурного воспитания масс. Благодаря этому творческая жизнь в нашем городе не останавливалась.
В 1918-1920 г.г. при театре работал драматический кружок клуба Красной армии. Из сохранившегося в Серпуховском историко-художествен-ном музее «Годового отчёта» узнаём: «11-го мая исполнился год существования показательной труппы клуба Красной армии. За годичный период труппой поставлено 64 спектакля, и в них 26 исключительно для красноармейцев. Посетило спектакли около 16 тысяч красноармейцев, активное участие в постановке пьес принимало до 30-ти красноармейцев. За истёкший год труппой проведено 204 репетиции. Организаторы труппы - Варламыч, Монастырев. Режиссёр труппы - Варламыч. Заведующий постановками пьес труппы - Певзнер. Уполномоченный труппы - Тихомиров. Суфлёр - Волкова». Театр превращается в средство агитации и пропаганды.
В 1920-1923 годах здесь работала передвижная труппа во главе с энтузиастом драматического искусства П.Феоктистовым и режиссёром, врачом по профессии, Н.Писменным. Этот самодеятельный коллектив просуществовал до 1923 года. «Первая передвижная труппа» смогла создать хороший классический репертуар. Зрители увидели спектакли «Бедность не порок», «Лес», «На бойком месте» А.Островского, «На дне» и «Дети солнца» М.Горького, «Женитьба» Н.Гоголя, «Жорж Данден» Мольера и другие. В 1923 году многие актёры уехали из Серпухова на учёбу, некоторые стали профессиональными артистами.
В середине 30-х годов при городском театре на общественных началах организовали концертную группу, симфонический оркестр и оперный коллектив. Была даже осуществлена постановка оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В 1934 году в театре появилась звуковая киноустановка, и жители получили возможность смотреть фильмы.
Первый коллектив профессиональных актёров в    театре возник в 1932 году из профессионалов и наиболее талантливых участников художественной самодеятельности. Его художественным руководителем стал Ю.Ф. Юрьев. В репертуаре труппы значились и классические, и советские пьесы. Среди них    «Два веронца» Шекспира, «Стакан воды» Скриба, «Без вины виноватые» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, сцены из романа    Толстого «Анна Каренина», «Дети Ванюшина» Найдёнова, «Простая девушка» Шкваркина.
КАМЧАТОВ
В 1938 году в труппу пришёл серпухович Борис Алексеевич Камчатов. Сын известного в городе учителя математики А.П. Камчатова с детства «заболел» театром, принимал активное участие в театральных и клубных постановках.
После окончания школы В 1930-м году поступил в московскую балетную студию, в 1931-м успешно выдержал    конкурс в театр музыкальной комедии. При театре работала студия, и Борис Алексеевич посещал вольным слушателем занятия. Молодого актёра влекло драматическое искусство, поэтому в 1932 году он перешёл    во вспомогательный состав Малого театра.   
Потом был Кузбасс, драматический театр города Прокопьевска, Тульский ТЮЗ, Московский областной драматический театр. Поколесив по стране с гастролями, артист Камчатов возвратился в Серпухов. В 1938 году здесь уже работала постоянная труппа драматического театра. Под художественным руководством Ю.Ф. Юрьева и А.И. Михайлова были поставлены пьесы «Весенний смотр», «Генеральный консул»…    Камчатов был занят во многих ролях, но помимо актёрской работы, вплоть до начала Великой Отечественной войны, он успешно вёл кукольный и драматический кружки в Доме пионеров.
Уже в    октябре 1941 года, несмотря на то, что серпуховская труппа была расформирована, по заданию горкома партии из нескольких актёров и студийцев Камчатов создал концертную агитбригаду по обслуживанию госпиталей и воинских частей. Он стал её руководителем и режиссёром. Артисты    играли сценки, устраивали концерты, исполняли патриотические песни… Выступали    в воинских частях, колхозах, госпиталях и фабричных клубах. Рискуя жизнью, они вселяли в людей бодрость, веру в победу.
В апреле 1942 года Б.А. Камчатова назначили директором театра и парка. В здании театра тогда размещался    перевалочный пункт. Оно сильно пострадало во время фашистских налётов: крыша была пробита осколками бомб и зенитных снарядов, повсюду стоял жуткий холод, дрова взять было негде. Ни сцены, ни    занавеса, ни стульев... От парка осталось всего несколько деревьев… Было от чего прийти в отчаяние. Но молодой директор и его работники не стали унывать: собрали по домам стулья, дрова переправили по Наре, наложили заплатки на крышу, а из    трёхъярусных нар, где отдыхали солдаты, сделали топчаны для зрителей.
И вскоре театр снова радовал    серпуховичей своими постановками.
ЖИЗНЬ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В 1946 году вновь появилась и актёрская труппа. В    коллектив вошли несколько довоенных профессионалов, а также молодёжь, занимавшаяся в драмкружке при Доме пионеров. С 1949 по 1959 годы там работала будущий педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения и ветеран труда Нина Васильевна Клуш. В разное время труппа официально была зарегистрирована при техникумах, заводских клубах, Доме учителя, заводе «Металлист», в медучилище. Все спектакли шли на сцене театра: «Стакан воды» Э.Скриба, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Бесприданница» А.Островского, «Дочь прокурора» Ю.Яновского, «Аттестат зрелости» Л.Гераскиной…
Театральная жизнь в нашем городе продолжала успешно развиваться, а вот самому    зданию, напоминавшему складское помещение, был просто необходим капитальный ремонт.
Протокол заседания городского Совета народных депутатов от 16 апреля 1947 года подвёл неутешительный итог: «Городской театр в Серпухове оборудован из помещения, имевшего другое назначение, в результате театр не имеет вестибюля, гардероб и буфет расположены в подвальном помещении, совершенно отсутствует подсобное помещение, необходимое при организации стационара.    Так как здание пришло в ветхость, требуются большие работы по смене деревянного перекрытия над зрительным залом, устройство дренажа, реконструкция электрооборудования, теплового и противопожарного хозяйства».   
Несмотря на тяжёлое послевоенное время, Камчатов приступил к реконструкции.
Вновь театр открылся в 1951 году. Многим горожанам это событие показалось настоящим чудом -    здание было украшено лепниной, появились колонны, бельэтаж, ложи, паркетные полы, мраморные лестницы, хрустальные люстры, бархатные портьеры и занавес.
Знаменитые артисты с удовольствием приезжали в наш город с концертами и спектаклями. Здесь блистали своим талантом Алла Тарасова, Василий Качалов, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Ольга Лепешинская, Николай Крючков, Людмила Зыкина. Сцена нашего    театра помнит выступления Анны Герман, Геннадия Хазанова, Аллы Пугачёвой. Здесь звучали симфонический оркестр под управлением Вероники Дударовой, оркестр Олега Лундстрема. Серпуховичи рукоплескали артистам МХАТа, Малого театра, театров им. Вахтангова, Ермоловой, Гоголя, хору им. Пятницкого… Да разве возможно перечислить всех!
Я хорошо помню наш театр 70-80 годов прошлого столетия. Очень красивый,    но    не холодной    парадной красотой, а спокойной, уютной и домашней. Мы часто ходили на представления, спектакли, на танцы и дискотеки, и всегда - приедет ли очередная московская знаменитость или будет просто вечер для молодёжи, - нас встречал улыбающийся Борис Алексеевич Камчатов. В неизменной «тройке», с прямой осанкой, которой завидовали многие, он был неотъемлемой частью культурной жизни Серпухова. Не случайно на здании театра висит мемориальная доска в его честь - благодарность человеку, отдавшему театру и зрителям всю свою жизнь…   
В девяностые годы здание начало приходить в упадок, стены, потолок, полы обветшали и требовали ремонта, который был произведён в 1995 году. Именно в это время стали поговаривать о передаче театра частному лицу. Неравнодушные жители пытались протестовать, посылая жалобы во все инстанции. В конце концов точка в этом деле была поставлена: театр, как и прежде, остался городским.

ЗДЕСЬ ЧУДО РОЖДАЕТСЯ
С ТРЕТЬИМ ЗВОНКОМ!
В 2005 году в театре впервые за много лет появилась профессиональная актёрская труппа. Режиссёру Павлу Аркадьевичу Цепенюку удалось собрать талантливых артистов, играющих    правдиво и искренне, за что их очень полюбили зрители.
Всего за год своей работы городской театр побил все рекорды по кассовым сборам. Пришли новые технологии: заработал сайт, а билеты теперь можно заказывать через интернет.
Каждый год актёры радуют серпуховичей новыми постановками. Театральный сезон всегда начинается с премьеры и полного аншлага. Особенно полюбились зрителям комедии и музыкальные спектакли. Очень часто в театре принимают гостей: артистов кино, звёзд оперетты, эстрады…
Символично, что теперь улицы, на пересечении    которых стоит здание, носят имя Чехова - попечителя и идейного вдохновителя театрального искусства в нашем городе, и Театральной - это название появилось благодаря храму Мельпомены. В этом году исполняется ровно сто лет, как театр распахнул свои двери для зрителей. Сколько за это время было переживаний, радостей, горестей, цветов, встреч, слёз… Много воды утекло, но неизменной осталась любовь зрителей к своему театру. И это самый лучший, самый дорогой подарок к его юбилею.
Елена Сарычева


 
По теме
20 марта 2024 года состоялся Региональный научно-практический семинар «Образы малой родины в творчестве современных художников», организованный ФГБОУ ВО «Луганская государственная академия культуры и искусств им.
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА