При строительстве российских дорог традиционно применяются, в основном, асфальтобетонные смеси. Однако, как показывает практика и у нас в стране, и особенно за рубежом, срок службы трасс с цементобетонным покрытием почти в три раза больше, а значит, в экономическом отношении они более привлекательны. Учитывая задачи в дорожной сфере, поставленные президентом в «суперуказе», а также необходимость эффективнее использовать бюджетные средства , в России также важно увеличить объемы строительства цементобетонных трасс , считает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, президент Академии современного строительства Алексей Малый.
Он пояснил, что первоначальные затраты на строительство цементобетонных дорог выше, чем для асфальтированных, - примерно на 10%. Однако срок службы дорожного полотна из цементобетона составляет около 25-30 лет. Если подсчитать расходы на эксплуатацию такой дороги и ее поддержание в нормативном состоянии в предстоящие 25 лет (срок жизненного цикла дороги с цементобетонным покрытием), то выходит, что это покрытие гораздо дешевле асфальтового, – примерно на 40%. Если же учесть в этих расчетах фактор инфляции, то экономия средств за весь жизненный цикл дороги будет еще существеннее.
«Преимущества автомобильных дорог с цементобетонным покрытием очевидны для многих экспертов, ведь уже многие десятилетия они с успехом используются за рубежом. Недаром же прагматичные немцы четвертую часть своих автобанов построили именно в цементобетоне», - рассказал Малый.
В то же время он отметил, что технологии таких дорожных работ сложнее, чем в случае с асфальтированием. Трасы такого рода более требовательны к качеству применяемых материалов и квалификации рабочих. То есть для расширения строительства цементобетонных дорог потребуется сначала обеспечить отрасль достаточным количеством квалифицированных специалистов и необходимой дорожно-строительной техникой. Определенные изменения придется внести и в нормативную базу, актуализировать ее. Но если помнить о главном преимуществе цементобетонных дорог – насколько они долговечны и, в конечном итоге, выгодны, то внедрять такие технологии нужно, считает он.
«Президент в «майском указе» поручил строить безопасные и качественные автомобильные дороги, применять новые механизмы развития и эксплуатации дорожной сети, наилучшие технологии и материалы, а в послании Федеральному Собранию глава государства отметил, что финансирование дорожного строительства нужно увеличить до 11 трлн. руб. на ближайшие шесть лет. То есть объемы работ в ближайшее время предстоит практически удвоить по сравнению с предыдущими годами. По этой причине необходимо использовать все возможности, чтобы повысить эффективность использования выделяемых бюджетных средств. Расширение строительства дорог с цементобетонным покрытием может решить поставленные задачи », - считает Малый.
Он добавил, что понимание необходимости развития строительства автодорог с цементобетонным покрытием есть и на федеральном уровне. Так, в стратегии развития промышленности строительных материалов, разработанной Минпромторгом России, одна из целей предполагает, что к 2030 г. 50% вновь строящихся дорог должны иметь цементобетонное покрытие, однако более подробных планов по развитию этого направления в дорожном строительстве пока нет, поэтому ОНФ направил соответствующее предложение в Минтранс России с целью закрепить его в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Напомним, что это один из 12 нацпроектов, которые разрабатывает правительство в рамках «суперуказа» президента.