18 мая в конькобежном центре «Коломна» прошел ежегодный открытый урок для учащихся средних образовательных учреждений и воскресных школ области «Духовные родники Подмосковья», посвященный Дню славянской письменности и культуры. В зале присутствовало около пяти тысяч детей, прибывших со всех концов области, а также руководители муниципальных органов управления образованием, священнослужители и педагоги.
Перед началом представления, повествовавшего о значении просветительского подвига святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для славянских народов, и в первую очередь России, в их прошлом и настоящем, к аудитории обратились с приветствиями митрополит Ювеналий, министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова, глава Коломны В. И. Шувалов.
В своем слове Владыка, в частности, сказал: «В эти пасхальные дни приветствую всех вас жизнеутверждающим и вдохновляющим христианским приветствием: Христос Воскресе!
Сегодняшний открытый урок проводится совместно нашей Церковью с Министерством образования. У нас сложилась уже продолжительная традиция, когда мы вместе отмечаем и Рождество Христово, и Пасху, и особенно День славянской письменности и культуры. Мне очень радостно сегодня в нашем древнем, и я бы сказал — святом, городе Коломне принимать вас, дорогие и возлюбленные наши гости. Этот город украшен четырьмя монастырями и двадцатью семью храмами, в которых за последнее время восстановлено все, что было при их сооружении. Мы считаем, что о кирилло-мефодиевской традиции полезно вам будет слышать в этом гостеприимном городе. Сегодня вы узнаете о том, какие плоды миссионерская проповедь святых Кирилла и Мефодия принесла на нашей земле. И какое влияние оказали они на литературу, искусство, храмоздательство, на живопись — во всех областях нашей культурной жизни вы найдете влияние традиций святых Кирилла и Мефодия. Очень важно подрастающему поколению знать историю своей родной земли, своей родной культуры, своей православной веры.
Я благодарю вас за то, что вы сегодня собрались здесь на нашу встречу. Надеюсь, что она будет для вас интересной и полезной. Я желаю вам счастья, здоровья, счастливого будущего и призываю на всех вас Божие благословение.
Христос Воскресе!».
Во второй половине дня в конференц-зале Конькобежного центра открылась научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры. Перед началом заседания хор Коломенской духовной семинарии под управлением проректора иеромонаха Константина (Островского) пропел тропарь и величание свв. Кириллу и Мефодию.
К участникам форума обратились Л. Н. Антонова, Владыка Ювеналий и заместитель главы Коломны А. А. Мешканцов.
Его Высокопреосвященство сказал:
«Мы продолжаем праздновать Воскресение Христово, поэтому, прежде всего, обращаюсь к вам со словами пасхального приветствия: Христос воскресе!
Очень отрадно, что торжества, посвященные церковно-государственному празднику Дня славянской письменности и культуры, проходят теперь по всей стране. Древняя Коломна, в свое время ставшая всероссийской столицей этого события, не только хранит память о минувшем, но и поддерживает добрую традицию организации научных конференций, приуроченных ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Изучение отечественного духовного и культурного наследия представляется сегодня особенно важным.
Во-первых, развитие методологии научного знания открывает новые возможности в исследовании и осмыслении дошедших до нас памятников. Чем глубже мы осмысляем прошлое, тем больше приобретаем значимые уроки для нашего современного бытия.
Во-вторых, широкое распространение в обществе знаний о древнерусской письменности и культуре способствует преодолению беспокоящего многих из нас феномена размытой идентичности.
В-третьих, уважительное, вдумчивое и заинтересованное отношение к прошлому помогает решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: народ, знающий и осознавший свое прошлое, имеет надежду на будущее.
Изучение славянской письменности и культуры, осуществляемое не только маститыми учеными, но и студентами показывает, что интерес к древностям не увядает, а труды на этой ниве приносят все новые и новые плоды. Это свидетельствует и о том, как много еще не сделано в области изучения нашего наследия.
В нашем Подмосковье были предприняты плодотворные усилия для того, чтобы вновь зазеленела пустыня, оставленная нам периодом господства атеистической идеологии. Совместно с Министерством образования региона мы стремимся ознакомить детей и юношество с отечественным духовным и культурным наследием. И, конечно, огромное значение имеет в этой связи кирилло-мефодиевская традиция, как изначальная и фундаментальная основа последующего развития бытия славянских народов в мире. В условиях современного общества мы преследуем и духовно-просветительские, и воспитательные цели.
Со всей остротой стоит перед нами и задача спасения от деградации русского языка, нашего национального достояния. Ведь если не предпринимать усилий в этом направлении, через несколько десятилетий произведения классиков литературы XIX века станут недоступными для читателей. Меж тем мы знаем примеры того, когда в некоторых странах школьники постигают основы древнего языка и знакомятся с творениями древних, имеющих непреходящее значение для формирования самосознания того или иного народа. В этом контексте мне представляется важным сказать о насущности популяризации церковно-славянского языка, не только как языка православного богослужения, но и как языка многовековой русской письменности.
Несмотря на то, что от ветхозаветных времен нас отделяют многие тысячелетия, вспоминается библейское повествование о пророке Моисее, который сказал: „повелел мне Господь… научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею“ (Втор. 4:14). После длительного периода блужданий и заблуждений наш народ, образно говоря, возвращается в свою землю, чтобы хранить ее, данную Богом, поступая по заповедям Господним. Святая Церковь не устает учить правде Божией. И радостно, что есть у нее соработники в деле духовно-нравственного просветительства, в первую очередь ученые и педагоги.
Сердечно желаю участникам конференции успеха в работе и призываю на вас Божие благословение.
Христос воскресе!»
Обращаясь к аудитории, Л. Н. Антонова сказала:
«Конференция, проводимая в Коломне, одном из живописнейших и старейших мест Московской области, посвящена Дню славянской письменности и культуры.
Это далеко не случайное событие. Празднование 24 мая Дня славянской письменности и культуры естественным образом сочетается с научной деятельностью. Дело в том, что сами Кирилл и Мефодий получили великолепное образование в Магнаврском университете Константинополя (столицы Византийской империи) и были выдающимися учеными своего времени. Именно эти качества и помогли им решить сложнейшие задачи создания славянской азбуки и славянского литературного языка. Сами они были воспитаны в атмосфере высокой византийской культуры, но хорошо знали славянский мир (есть даже версия о том, что по происхождению они были славянами). Кирилл и Мефодий заложили основы славянской духовной культуры — языка, письменности и литературы. Тем самым они определили вектор последующего ее развития. Помимо славянских земель, они бывали в Хазарии, Северном Причерноморье, Риме, Германии.
Все это и определяет формат и направления работы конференции, на которой присутствуют представители Русской Православной Церкви, преподаватели и студенты высших учебных заведений Московской области, педагоги. Приятно отметить, что в этом году до начала работы конференции Московским государственным областным социально-гуманитарным институтом впервые в серии мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры, был проведен Областной конкурс студенческих научных работ. Сегодня состоится награждение студентов, победивших на конкурсе.
Традиционные темы таких конференций — история славянских народов и православной церкви, вопросы языкознания и литературоведения, культуры и искусства. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова, чье трехсотлетие со дня рождения мы отмечаем в этом году, считавшего, что для глубокого образования каждому учащемуся следует прежде всего овладеть русским языком, изучение которого способствует воспитанию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки. Напомню, что в классической русской гимназии переход в другие классы и изучение наук дозволялся лишь после изучения русского языка.
Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что возрождение Руси — понятие более обширное, сквозное для нашей истории. От эпохи Куликовской битвы, восстановления государственности после Смутного времени в начале XVII столетия мы можем смело перекинуть мосты к современности. Сейчас мы также с полным основанием можем говорить о возрождении России после тяжелых 90-х годов XX века.
После выхода из недавнего кризиса, в стране наблюдается экономический подъем, укрепление государственности, формирование гражданского общества, рост обороноспособности, самостоятельный и взвешенный внешнеполитический курс, нацеленный на обеспечение национальных интересов страны.
В Московской области постоянно растут инвестиции в экономику. Правительство области делает все возможное, чтобы у каждого жителя были и достойная работа, и тепло в доме, и хорошее образование, и возможность заботиться о здоровье. Сегодняшнее пленарное заседание проходит в Конькобежном центре Московской области „Коломна“ — одном из многочисленных спортивных объектов, построенных в нашей области. Это одна из лучших конькобежных дорожек мира.
Все перечисленные позитивные процессы базируются на духовном возрождении Подмосковья. В тесном сотрудничестве с Московской епархией, с Правящим архиереем митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием идет большая работа по реставрации храмов и монастырей, воссозданию утраченных православных традиций.
Но главное состоит не только в этом, а в той созидательной работе, которая каждодневно совершается в душах людей.
В течение ряда лет в нашем регионе ведется формирование системы нравственного воспитания. Сотрудничество с Московской епархией Русской Православной Церкви при постоянной поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования Московской области.
Это, во-первых, выпуск дополнительного тиража учебного пособия Людмилы Леонидовны Шевченко „Духовное краеведение Подмосковья“ в бумажном и электронном вариантах.
К 2010–2011 учебному году издан и направлен в образовательные учреждения дополнительный тираж 40 тысяч экземпляров учебников „Духовное краеведение Подмосковья“ и 3 тысячи методических пособий. Также выпущена и направлена в образовательные учреждения электронная версия учебника.
В 2011 году планируется выпуск ещё одного тиража учебной литературы.
Во-вторых, расширение преподавания предметов духовно-нравственной культуры в учреждениях профессионального образования.
Преподавание в данных учреждениях организовано, ведется в форме факультативных занятий. Также в ноябре 2010 года обучены 29 педагогов на курсах повышения квалификации по преподаванию предмета регионального компонента „Духовное краеведение Подмосковья“ в духовно-просветительском центре им. просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.
Задача 2011–2012 учебного года — организация обучения преподавателей учреждений профессионального образования на курсах повышения квалификации духовно-нравственному воспитанию и обучению детей в два этапа в ноябре—декабре 2011 года и весной 2012 года.
В школах Подмосковья уже несколько лет в рамках регионального компонента читается курс „Основы православной культуры“. В 2010–2011 учебном году изменилось соотношение форм преподавания предметов духовно-нравственной культуры по сравнению с предыдущим учебным годом: на 10% увеличилось преподавание предметов в форме урока (2009–2010 — 38%, 2010–2011 — 48%), на 17% возросло количество кружков по духовно-нравственной культуре (2009–2010 — 10%, 2010–2011 — 27%).
Учреждения высшего и дополнительного профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, следующие:
В последние годы отмечен рост числа педагогов духовно-нравственной культуры, вызванный возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения Московской области.
Всего за последние пять лет 1950 педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях Московской области.
В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. На базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета разработан и действует Методический кабинет „В помощь учителю духовной культуры“, в котором представлен Банк педагогического опыта „Духовная культура“.
Духовно-нравственное воспитание — главнейшая составляющая часть образовательного процесса. Главной задачей на этом направлении деятельности является проведение профессионального отбора педагогов и выявление студентов, мотивированных к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры. В государственных образовательных учреждениях профессионального образования педагогического профиля комплексно решают эту задачу.
На базе Московского государственного областного университета проводятся курсы по подготовке учителей и преподавателей начального и среднего профессионального образования к преподаванию предмета регионального компонента „Духовное краеведение Подмосковья“.
Студенты Московского государственного областного социально-гуманитарного института с большим интересом посещают спецкурсы „Духовно-нравственные основы православия“, „История православной культуры“, „Духовно-нравственные основы социальной работы в России“, „Христианство и его влияние на культуру 19–20 веков“.
Преподаватели Истринского, Ногинского, Орехово-Зуевского педагогических колледжей ведут факультатив „Краеведение“, в рамках которого изучаются духовно-нравственные основы православной культуры, что способствует приобщению студентов к преподаванию предметов духовно-нравственной культуры.
С большим размахом вот уже девять лет проводятся Рождественские чтения, участниками которых ежегодно становятся учащиеся, их учителя и родители, студенты, управленцы муниципального, регионального уровня, представители системы профессионального образования, ученые.
Значительным событием в общественной и культурной жизни Московской области всегда был и День славянской письменности и культуры. Когда Владыка Ювеналий выдвинул идею проведения Всероссийского праздника в Коломне, на подмосковной земле, мы с радостью приняли его. Торжества 2007 года, проведенные в Коломне, памятны до сих пор.
Сегодня область обладает очень высоким интеллектуальным потенциалом. С полным основанием могу сказать, что Подмосковье территория науки. У нас расположено более половины всех российских наукоградов, которые располагают самыми передовыми научными кадрами и современными технологиями.
Здесь, среди необычайно поэтичной природы Подмосковья, памятников истории и культуры сформировались величайшие образцы духовных откровений, философской и научной мысли, были созданы замечательные произведения искусства, жили и творили замечательные личности. Кто не знает этих великих людей Пушкина и Лермонтова, Карамзина, Герцена и Чехова, Толстого и Горького, Чайковского, Поленова и Васнецова. Все они созидали и творили на земле Московской.
Завершая свое выступление, хотела бы напомнить слова великого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Он писал: „Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава“. Именно такие люди, как Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Минин и Пожарский и многие другие выдающиеся государственные и церковные деятели для нас являются образцом и примером для подражания. Именно они помогают нам обретать идеалы и традиции. Это по-настоящему важно. Ибо, как сказал тот же историк, „цементирующие силы — традиция и цель“. А цель у всех у нас одна — сделать так, чтобы наша Родина, — малая и большая, процветала.
Хочу пожелать всем участникам конференции успешной работы. Спасибо за внимание!»
Программа конференции включала следующие доклады:
- «Некоторые аспекты жития святых Кирилла и Мефодия, выявленных на основе анализа древних богослужебных текстов» — декан историко-филологического факультета Российского Православного института св. Иоанна Богослова, заведующий кафедрой филологии, преподаватель КПДС, кандидат филологических наук А. С. Мельков;
- «Историческое значение наследия Кирилла и Мефодия в формировании патриотизма в современной России» — профессор МГОСГИ, доктор исторических наук В. Ф. Марухин;
- «Древнейшие книги городов и монастырей Подмосковья» — ректор МГОСГИ, доктор исторических наук, профессор А. Б. Мазуров;
- «Проблемы исторической памяти в современной России» — проректор по воспитательной работе и молодежной политике МГОУ, председатель Совета молодых ученых и специалистов Московской области, кандидат исторических наук, профессор М. В. Юдин;
- «Житийный жанр в литературе нового времени» — доцент МГУ, преподаватель КПДС, доктор филологических наук священник Илия Ничипоров;
- «Библейские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского» — профессор МГОСГИ, доктор филологических наук В. А. Викторович.
Вел конференцию ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор А. Б. Мазуров.
В завершение заседания состоялось награждение победителей конкурса студенческих работ, посвященных Дню славянской письменности и культуры. Почетные дипломы вручили митрополит Ювеналий и Л. Н. Антонова.
Подводя итоги конференции, Его Высокопреосвященство сказал: «Сегодня мы почувствовали, что праздник Дня славянской письменности и культуры не только никого не разъединяет, но способствует консолидации нашего общества. Очень важно, что это церковно-государственное торжество имеет не только собирает нас для молитвы, но и побуждает к знакомству с новыми научными достижениями. Мы восстанавливаем прерванную временную преемственность, размышляем не только о свершениях прошлых времен, но и приобретаем познания, ценные для нашей современной жизни, стремимся познакомить подрастающее поколение с отечественным наследием».