Русский драматург № 1 на все времена



К 190-летию со дня рождения великого русского драматурга А. Н. Островского
Вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры.
Уильям Шекспир
Москва. Театральная площадь. Малый театр. Памятник Александру Николаевичу Островскому (31.03 (12.04) 1823 - 2(14)06. 1886) работы известного скульптора Н. А. Андреева. Сидящий по-домашнему в кресле великий театральный деятель смотрит на пробегающих мимо наших современников и размышляет. Какими стали российские граждане по сравнению с его эпохой? Так ли, как в XIX веке они озабочены добычей хлеба насущного и нравственным благополучием общества? И востребовано ли теперь его драматургическое наследие?..
А за спиной писателя - Малый театр, именуемый и поныне «домом А. Н. Островского», тщательно хранящий классические творческие традиции, к развитию и приумножению которых автор «Грозы» приложил свой незаурядный талант. Его пьесы до сей поры идут в Малом и других театрах страны. Этому способствует не только гений драматурга, но и сходство общественного развития сейчас и 150 лет назад.
Александр появился на свет весной 1823 года в Замоскворечье, в деревянном домике проходного двора, что рядом с Малой Ордынкой, где семья снимала квартиру у дьякона местной церкви.
Отец мальчика, окончив Духовную академию, вопреки семейной традиции предпочел чиновничью службу, дослужился до коллежского асессора и звания потомственного дворянина, стал владельцем нескольких жилых домов и помещиком с 300 душ крепостных крестьян. Надежное материальное положение позволило будущему драматургу получить хорошее домашнее образование. В 1840 году юноша с отличием закончил московскую гимназию гуманитарного направления и стал студентом юридического факультета Московского университета. Спустя два года молодой человек оставил учебу, решив посвятить себя литературе и театру, которыми он увлекался в студенчестве, но батюшка настоял на службе в суде.
Работа канцеляриста приносила мизерное жалованье, но давала бесплатную возможность смотреть судейские спектакли, в которых действующими лицами выступали люди разных возрастов, сословий, профессий, характеров, темпераментов, убеждений - все это был исходный материал для его будущих произведений. Не бросая судебной службы, Островский начал писать стихи, очерки, рассказы, из которых наиболее известны «Записки замоскворецкого жителя» (1847).
Первые драматические опыты появились в печати в 1847 году, когда газета «Московский листок» опубликовала сцену из комедии «Банкрот». В том же году состоялось прошедшее с большим успехом чтение пьесы «Семейные картины» в доме профессора и литератора С. П. Шевырева. Это событие А. Н. Островский считал началом своего творческого пути. Через 2 года он дописал комедию «Банкрот», переименовав ее в «Свои люди - сочтемся». Ее читали не только в аристократических салонах, но и разночинная публика в трактирах. Об этом произведении с большим одобрением отозвались Гоголь, Одоевский, Погодин, генерал Ермолов. Совершенно неожиданно на автора обрушился триумфальный успех, но в течение 11 лет пьеса не могла увидеть сцену из-за запрета императора Николая 1, «дабы не будоражить цвет русского купечества». За автором был учрежден надзор полиции.
В 1851 году канцелярист оставил судебную службу и занялся литературным трудом. В 1852/55 годах он сближается с молодежной группой редакции журнала «Москвитянин», где в противовес западникам господствовали почвеннические настроения, последовательным выразителем которых был поэт и критик А. А. Григорьев, придававший большое значение духовным традициям русского народа, сложившимся на протяжении веков, формам быта и культуры. Под влиянием этих идей А. Н. Островский написал несколько пьес, в которых само название напоминало народные пословицы и поговорки: «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи как хочется» (1853), - и Григорьев в своей статье называл драматурга носителем «нового слова в литературе, считал его в высшей степени народным писателем. Новое слово Островского есть самое старое слово - народность».
Но постепенно начиная с комедии «В чужом пиру похмелье» писатель начал освобождаться от одностороннего, только положительного изображения действительности, как это было в «мо-сквитянинский» период, и стал переходить к необходимости органического слияния - отрицания всего аморального и мерзкого, унижающего человеческое достоинство, и утверждения свободы и уважения человеческой личности.
В предреформенную пору А. Н. Островский создал такие произведения, как «Доходное место» (1857), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Премьера спектакля по последней пьесе состоялась 2 декабря 1859 года в Алек-сандринском театре в Петербурге. Присутствующий на представлении А. А. Григорьев вспоминал, что уже третье действие закончилось «взрывом общего восторга и горячими вызовами автора».
Со школьной скамьи мы знакомы с критическими статьями Добролюбова «Темное царство» и «Луч света в темном царстве», посвященных творчеству А. Н. Островского. В них отмечались жизненная правда и художественное совершенство драматических произведений автора и особенно высоко оценивалось общественное значение «Грозы» и трагический характер ее героини - Катерины, - названной критиком «лучом света в темном царстве». Поэтичность души, настоящий героизм и одновременно трагизм судьбы Катерины, несомненно - художественное открытие драматурга.
Оценивая социальную позицию А. Н. Островского, следует отметить, что он не обладал тем радикализмом, в плену которого оказались Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Его даже не волновали проблемы «отцов и детей» в такой степени, как И. С. Тургенева. В пореформенный период писатель просто ушел на целые 5 лет в исторические драмы: «Козьма Захарович Минин, Сухорук» (1862), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867), «Воевода (Сон на Волге)» (1865).
Но современность все же оказалась сильнее, и писатель был вынужден ей уступить после исторического антракта. В этот период было написано 3 десятка драматических произведений, включая такие шедевры, как «На всякого мудреца довольно простоты» (1869), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875), «Бесприданница» (1878), «Таланты и поклонники» (1881), «Без вины виноватые» (1883). В своих сочинениях автор глубоко осмысливал происходящие в России процессы бурного развития капитализма, сопровождающиеся острыми социальными противоречиями между миром богатых и бедных и одновременно изгоняемых с исторической сцены остатков дворянских крепостников, нарождение новых классов. Он до последнего дня верил в светлое будущее своего народа, отчетливо понимая суть происходящих негативных процессов, связанных с непомерной властью денег в русском обществе, которые он изобличал в своих пьесах, искренне полагая, что Россия пройдет через этот сумбурный период, когда страдания униженных и бедных будут вознаграждены свободной и достойной жизнью, а страна получит полную возможность развития по пути общественного прогресса...
Немалую долю этого можно проследить в комедии «Лес», где понятие лес - хранитель непроходимой глуши и свидетель душевных человеческих дебрей - аморальных поступков, грубости, черствости, притворства, всесилья денег, когда за них можно купить все, в том числе и сладострастие. В этом произведении замечательно показана пара провинциальных актеров: трагика Геннадия Несчастливцева и комика Аркадия Счастливцева. Их диалог не что иное, как памятник русскому провинциальному театру 19 века. Суровая российская действительность наградила их нищетой, но не лишила человеческого достоинства и чести, за которые они умеют постоять. Когда Несчастливцеву бросают обвинение в комедиантстве, он отвечает гневным монологом: «Комедианты? Нет, мы не комедианты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим, коли не любим, так уж ссоримся или деремся, коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? А вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы - комедианты, шуты. А не мы.»
о прихода автора «Талантов и поклонников» в драматургию в репертуаре русских театров достойных пьес отечественных авторов было всего несколько: «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя.
Наследие же А. Н. Островского таково: 47 оригинальных драматических произведений, 7 - написанных в сотрудничестве с другими авторами, более 20 драм, переведенных с итальянского, французского, английского и латинского языков, которыми он свободно владел. Все это огромное богатство и стало основой классического репертуара русских театров, способствовало становлению многих выдающихся актеров - знаменитой артистической семьи Садовских, А. Мартынова М. Ермоловой, Г. Федотовой и многих других.
На сюжеты писателя создано множество музыкальных произведений, оперы: П. И. Чайковского «Воевода», Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», А. С. Аренского «Сон на Волге», чешского композитора Л. Яначека « Катя Кабанова» и др.
А. Н. Островский был не только великим драматургом, но и преобразователем русского театра. Еще в 1866 году он организовал Московский артистический кружок, Общество драматических писателей и оперных композиторов. При императоре Александре III он добился разрешения на открытие в Москве частного русского театра. Царь назначил выдающемуся театральному деятелю приличную пенсию - 3000 рублей в год. Только пользование ей драматургом было недолгим: он умер 2(14) июня 1886 года в Щелы-кове Костромской губернии. На этом месте организован музей его имени.
Зрелищность, сценичность, комизм, юмор, использование музыки, танцев, народных обрядов, песен, романсов, народность языка, характерного для каждого сословия и профессии, вынесение на суд зрителей важнейших актуальных нравственных проблем - все эти замечательные театральные качества делают великое драматическое наследие классическим, не поддающимся выветриванию временем, а его автора - Александра Николаевича Островского - русским драматургом № 1 на все времена.
К. ЛИХАЧЕВ


 
По теме
  28 марта в Центральной библиотеке состоялся заключительный этап отборочных прослушиваний фестиваля-конкурса "Зубовские чтения" в возрастных группах: средняя группа (12-14 лет), старшая группа (15-17 лет) и взрослая (18+).
Я так хочу стихи свои писать, Чтоб, взяв их в новый, незнакомый век, Читатель мог уверенно сказать: – Недаром прожил в мире человек!
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа На очередном заседании православного клуба «Беседа», которое состоялось 28 марта, обсудили одну из учительных книг Ветхого Завета – «Книга Иова».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа