Ровесница двадцатого столетия



МОРСКИЕ ИСТОРИИ

«Добрый день , «Люберецкая панорама» !

Спасибо за публикацию очерка о «Варяге» . Прочли с интересом , эта статья помогла нашему однокласснику Максиму Данилевскому выиграть школьную викторину по истории . Теперь Максим поедет на областную олимпиаду . А в конце мая , перед каникулами , мы всем классом собираемся на экскурсию в Питер . Конечно , будет в программе и посещение музея на крейсере «Аврора» . Про участие этого корабля в революции известно всем . Но ведь наверняка в его истории есть немало других интересных эпизодов . Вы можете о них рассказать ?

С уважением ,

Сергей Кольцов ,

Максим Мирошниченко»

1. РУССКАЯ ФРАНЦУЖЕНКА

ИЛИ «БОГИНЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА»

«Аврора» появилась на свет в 1900 году, в Петербурге, на Новоадмиралтейской верфи, и принадлежала к серии из трех бронепалубных крейсеров 1 ранга, предназначенных для разведки и истребления в открытом море неприятельских транспортных конвоев. Имена в серии наследовались от фрегатов парусных времен – «Диана», «Паллада», «Аврора»…

У исследователей есть версия, что прототипом для создания этой серии послужил полученный по союзническому договору 1897 года французский проект. Крейсер получился, мягко говоря, странноватым.

Водоизмещение – 6 731 тонна. Длина в корпусе – 126 метров. И при столь внушительных размерах – всего 8 орудий главного калибра – 152 миллиметра – расположенных на верхней палубе и на широких бортовых выступах – спонсонах. Остальная артиллерия – малокалиберная, годная, разве что, для борьбы с миноносцами. 24 паровых котла системы Бельвилля обеспечивают достаточную выносливость во время дальних океанских переходов, но хорошей скорости, увы, не дают: на испытаниях «Аврора» показала всего 19,5 узла, или 37 километров в час. В то время, как ее ровесники «Аскольд» и «Богатырь» делали 23 узла.

Разведчик должен уметь быть незаметным, неслышной серой тенью «стелиться» по поверхности моря, прижимаясь к волне, как боец, ползущий по-пластунски. Слишком крупная и высокотрубная «Аврора» оказалась скверным «пластуном». На первых ее эскадренных учениях в сентябре 1903 года старый броненосный фрегат «Минин», за которым ей приказано было следить, обнаружил погоню раньше, чем «Аврора» сама опознала его по развесистому парусному рангоуту!

При охоте на неприятельские конвои в океане надо много стрелять. «Аврора» могла задействовать одновременно только 5 шестидюймовых пушек в бортовом залпе или 3, если идти на противника носом. Разгромив

охрану конвоя, надо разыскать и уничтожить разбежавшиеся транспорты. А как это сделать, если скорость у нападающего крейсера и драпающего грузового парохода – почти одинаковая? Словом, первый в своей жизни экзамен на «профпригодность» «Аврора» с треском провалила. Не лучше в плане боевой функциональности оказались и обе ее «сестренки». Может быть, поэтому большинство русских моряков относились к новому пополнению флота весьма скептически, с иронией называя всю серию «богинями отечественного производства».

2. ХОДЯЧЕЕ

ДИСЦИПЛИНАРНОЕ

ВЗЫСКАНИЕ

25 сентября 1903 года, всего через неделю после официального включения в боевой состав флота и участия в первых эскадренных маневрах, «Аврора» отбыла из Кронштадта в первое заграничное плавание. Ее путь лежал в Средиземное море, где проводил совместные учения с французскими союзниками сводный отряд кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса. Возглавлял эскадру броненосец «Ослябя», огромный и нескладный на вид межклассовый «гибрид» линкора и крейсера. При нем в качестве разведчика состоял старый крейсер «Дмитрий Донской» - заслуженный ветеран, уже два десятка лет отдавший российскому флоту. Было еще несколько миноносцев и транспорт снабжения. Известие о начале русско-японской войны в феврале 1904 года застало отряд Вирениуса в африканском порту Джибути. Адмирал отписал в Петербург депешу о готовности его кораблей немедленно следовать на Дальний Восток. Но в Главном морском штабе судили иначе: сводному отряду предстояло вернуться на Балтику и войти в состав формирующейся в Либаве Второй Тихо океанской эс ка д ры, предназначенной для деблокады осажденного японцами Порт-Артура.

Возглавил эту эскадру вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Историки по сей день ведут споры о его личности, называют то воплощением флотоводческой бездарности, то жертвой неумолимых военных обстоятельств… На самом деле не может быть абсолютно бездарен моряк, благополучно проведший через три океана,

сквозь сезонные шторма и политические бури начала столетия эскадру численностью в 38 вымпелов. Для кораблей дотурбин-ной эпохи уже сам по себе этот поход – сродни подвигу.

Кстати, «Аврору» адмирал Рожественский буквально терпеть не мог. Она раздражала его всем: недовооруженностью, медлительностью на маневре, рыскливой манерой движения на курсе, впрочем, вполне традиционной для трехвинтовых крейсеров… Выговор за выговором, позорное место в строю – «на штрафном углу», слева от флагмана под надзором адмирала, – все меры дисциплинарного воздействия были перепробованы! Острый на язык адмирал, будучи сердит, редко использовал для сигналов штатные позывные кораблей, предпочитал обидные прозвища. Для «Авроры» он, как правило, употреблял такие термины, что ни бумага, ни даже традиционный двуфлажный сигнальный код не стерпят…

Впрочем, определенные объективные причины для гнева у адми-ра ла все -таки были. «Аврора» оказалась из числа тех, что непостижимым образом находят на свою чересчур толстую корму всевозможные нехорошие приключения. Например, во время знаменитого «Гулльского инцидента» русские корабли по ошибке обстреляли флотилию английских траулеров, приняв в ночи стайку мелких рыбацких корабликов за подкрадывающуюся к эскадре группу миноносцев-диверсантов. В процессе этого трагического недоразумения получили повреждения от артогня с полдюжины траулеров и… «Аврора», ухитрившаяся каким-то образом «вставиться» точно под выстрел флагманского «Суворова»… В экипаже было двое раненых – артиллерист бортового орудия и священник, позже скончавшийся в береговом госпитале.

3. ВЫЖИТЬ В ЦУСИМЕ

Сообщение о том, что Порт-Артур взят врагом, Рожественский получил во время захода эскадры во французскую колонию на Мадагаскаре. Из Главного штаба поступило распоряжение о смене целей. Теперь конечным пунктом похода велено было считать порт Владивосток. А путь туда один – через узкое жерло Цусимского пролива, разделяющего берега Японии и Кореи… Место, весьма

удобное для вражеской засады!

Популярный среди историков-любителей, перемывающих кости флотоводцам минувших лет на интернет-форумах, писатель Сергей Переслегин в одной из своих книг искренне недоумевал: почему Рожественский не повел эскадру океанским фарватером, в обход Японских островов? С точки зрения кабинетного ученого XXI века этот путь видится безопаснее: вряд ли враг успел бы выставить завесу еще и возле острова Шикотан… Но если вспомнить о том, что адмирал имел дело не с атомными подлодками с неограниченной автономностью, а с паровыми кораблями, требующими регулярной дозаправки углем, решение «лезть черту в зубы» становится вполне понятным и естественным: на более длинный маршрут требуется большее количество топли-

ва, а его и так во время последнего аврала во французском колониальном Камранге взяли со значительным перегрузом.

Итак, Цусима. Утром 27 мая 1905 года «Аврора» вошла в пролив, следуя в кильватер за флагманом разведывательного отряда «Олегом». Согласно плану командующего, после того, как разведка обнаружит противника, крейсерам следовало уступить место для сражения тяжеловооруженным броненосцам, а самим заняться охраной многочисленного «обоза» из невооруженных транспортов, следующих за эскадрой. Как бы ни сложились обстоятельства боя, медики, ремонтники, угольные бункеровщики и прочие спасатели должны уцелеть. Когда умолкнут раскаты орудий, кому-то ведь надо будет тушить пожары, эвакуировать раненых, буксировать потерявших способность двигаться, откачивать насосами воду из пробитых отсеков.

Конечно, может и не слишком почетная боевая работа – стеречь толпу паникующих при каждом выстреле «нонкомбатантов» («гражданских лиц» в приблизительном переводе с латыни). Но приказ есть приказ!.. А выполнить его оказалось весьма непросто. Неприятель брал числом: против «Олега», «Авроры», «Дмитрия Донского», «Владимира Мономаха» и «Светланы» в общей сложности работало полтора десятка японских крейсеров. К слову: бронепалубные крейсера у японцев значительно меньше размерами, что отрицательно сказывается на выносливости и мореходности, но вот с количеством пушек у них, как правило, все в порядке. Равно как и с умением этими пушками эффективно пользоваться…

Светлана САМЧЕНКО

Окончание следует

 
По теме
«Экскурсия на ВДНХ» - Волоколамский центр социального обслуживания Новая группа участников губернаторской программы «Активное долголетие» из Волоколамского городского округа совершила очередную экскурсионную поездку на международную выставку-форум «Россия».
Волоколамский центр социального обслуживания
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА