Надежда Россошанская, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области: Кредит взять легко, а возвращать трудно

Еще в 2009 году президиум Высшего арбитражного суда признал незаконным взимание комиссий за открытие и ведение ссудных счетов при выдаче кредитов. Два года спустя поправки в Гражданский кодекс РФ законодательно закрепили это положение.  Но соблюдают ли его банки, которым, судя по многочисленным заявлениям банковских работников, оно крайне невыгодно? С этого вопроса обозреватель «Подмосковья» Алексей ПЕТРЕНКО начал интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Надеждой Россошанской.

– Сегодня можно сказать с уверенностью, что банки соблюдают это положение. За редким исключением. Но мы стараемся исключить саму возможность таких исключений.
– Нарушают, видимо, в основном мелкие банки, для которых потеря такой комиссии равнозначна лишения значительной части прибыли?
– Не обязательно. Например, сотрудники управления дали заключение по делу  в отношении ОАО «Национальный банк «ТРАСТ». Поводом стало заявление одного из жителей Московской области. Воскресенский городской суд исковые требования, за исключением компенсации морального вреда, удовлетворил – взыскал с банка в пользу потребителя суммы единовременной комиссии за зачисление кредитных средств на его клиентский счет и комиссии за расчетное обслуживание, а также за пользование чужими денежными средствами.
Во время плановой проверки мытищинского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» также выявили, что здесь в договоры включают условия, ущемляющие права потребителей. В том числе о взимании комиссии за предоставление кредита.
Аналогичные нарушения были установлены при проверке подольского филиала этого же банка.
А в дополнительном офисе «Жуковский» ОАО «Московский кредитный банк» при оформлении «нецелевых (потребительских) кредитов», помимо оплаты процентов за их выдачу, взимали дополнительную комиссию – тысячу рублей.
– Каковы санкции в таких случаях?
– Разные. При проведении плановой проверки 37 филиалов и дополнительных офисов ОАО «Банк «Возрождение» в Московской области, кроме включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей  также установили  нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В отношении акционерного общества возбудили уголовное дело и наложили на банк штраф в размере 605 тысяч рублей.
ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» по решению суда заплатило своему клиенту 90 тысяч рублей и еще свыше 3 тысяч – в виде пошлины, которая была взыскана в пользу государства. «Райффайзенбанк» за оба случая нарушений закона – в Мытищах и Подольске –  оштрафован на 40 тысяч рублей. «Московский кредитный банк» заплатил 10 тысяч рублей штрафа.
– Но для этих банков такие суммы ничтожно малы.
– Главное для нас – не сумма претензий, а неотвратимость наказания. И постоянный контроль того, как банки-нарушители выполняют наши предписания «О прекращении нарушений прав потребителей», которые мы выносим в каждом подобном случае.
– То есть вынесением предписаний и наложением штрафов вы  свою деятельность не ограничиваете?
– Нередко и та, и другая меры являются началом работы с кредитным учреждением, которое нарушило закон. Недавно, к примеру, в городе Электростали провели внеплановую проверку ОАО «Банк Петрокоммерц» и выявили, что требования, содержащиеся в ранее выданном предписании, не выполнены. Составили протокол и направили его в суд. Мировой судья своим определением дело прекратил, так как банк предоставил информацию о внесении изменений в договоры кредитования. Чего мы и добивались.
– Банкиры не пытаются опротестовать результаты ваших проверок, не подают иски в суд? 
– Пытаются, конечно. То же ЗАО «Райффайзенбанк»  обратилось  в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным предписания нашего управления. ОАО «Восточный банк Экспресс», имеющий операционные офисы в Электростали и Егорьевске, несмотря на то, что Благовещенский городской суд частично признал противоправными его действия по включению в договоры потребительского кредитования положений, нарушающих права потребителей, подал апелляционную жалобу. В таких случаях мы, как правило, подаем встречные иски – в целях защиты неопределенного круга потребителей.  В 2012 году таких исков было девять. В том числе в отношении таких «грандов» банковского сектора экономики, как ОАО «Национальный банк «ТРАСТ», ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «ВТБ24». 
– И как часто выигрываете подобные суды?
– Практически всегда, пусть иногда и частично. Но нас больше радует другое – положительная тенденция досудебного разбирательства конфликтных ситуаций между потребителями и банками после обращения в Роспотребнадзор. Например, согласно информации, содержащейся в обращении  жителя города Ступино, в одном из местных отделений Среднерусского банка ОАО «Сбербанк России» в договор включили единовременный платеж за выдачу кредита. Сотрудники отделения, узнав, что их клиент обратился с жалобой в наше управление,  не стали дожидаться проверки и вернули потребителю  незаконно уплаченные им 54 тысячи рублей.
– Судя по названиям банков, которые фигурируют среди нарушителей, неприкасаемых для вас нет. А насколько тотальны ваши проверки? И часто ли, по вашим данным, кредитные учреждения нарушают права потребителей?
– На территории Московской области зарегистрированы 32 кредитные организации, структурные подразделения еще 35 учреждений, занимающихся потребительским кредитованием, указывают местом своей регистрации Москву. За период с 2007 по 2012 год Управление Роспотребнадзора по Московской области проверило 228 филиалов 72 банков из этого числа.  В 2007 году таких проверок было 4, в 2008-м – 20, в 2009-м
– 25, в 2010-м – 43, в 2011-м – 55, в 2012-м – 71.
Нарушения законодательства в 2007 году были установлены в половине проверенных предприятий банковской сферы, в 2008 – 2011 годах – от 70 до 89 процентов. Из  проверенных в 2012 году  71 дополнительного офиса кредитных учреждений, включая филиалы крупнейших банков страны, в 43, или 61 проценте из них,  установлены нарушения законодательства. В том числе и те, о которых мы говорили – установление платы за выдачу кредита и введение комиссии за ведение ссудного счета. 
В план проверок на 2013 год включены 54 филиала шести банков, оказывающих населению услуги потребительского кредитования. Так что, как видите, проверки в этой сфере действительно тотальные. И права потребителей кредитные организации нарушают нередко. Правда, по большей части речь идет не о незаконных взиманиях средств за выдачу кредита или его банковское обслуживание, а о других нарушениях. Например, некоторые банки  возлагают на потребителей контроль своевременности поступления и перечисления денежных средств на их кредитные счета. Или в счет погашения задолженности по кредитному договору без дополнительного соглашения списывают денежные средства со счета заемщика. Нередко при подписании кредитного договора потребителю навязывают услуги по страхованию его жизни и здоровья, причем в аккредитованной кредитной организацией страховой компании.
– Ваши коллеги из Управления Роспотребнадзора по Московской области в своих интервью газете «Подмосковье» подчеркивали, что самосознание отечественных потребителей меняется: они чаще, чем прежде, обращаются в надзорные органы за помощью, если сталкиваются с нарушениями своих прав.  К банковской сфере это тоже относится? Ведь оценить, насколько соответствует закону кредитный договор, куда сложнее, чем определить свежесть помидора на рынке.
– Тем не менее и здесь мы наблюдаем положительную динамику. Если еще три-четыре года назад мы получали за год единичные обращения от жителей и гостей Московской области на нарушения в банковской сфере, то в 2012 году их было уже 135.  Благодаря такой активности потребителей к административной ответственности привлекли 43 юридических лица, оказывающих услуги кредитования, оштрафовав их на 845 тысяч  рублей.
– На днях СМИ сообщили, что подготовлен уже седьмой вариант законопроекта «О потребительском кредите». В нем, наконец, в общих чертах согласованы позиции всех заинтересованных в цивилизованном развитии рынка кредитных услуг сторон. В частности, предполагается установить единые требования к кредитному договору. Не сделает ли это ненужным контроль деятельности банкиров по выдаче потребительских кредитов, ведь основные условия для всех станут едиными и обязательными?
– Не думаю. Какими бы унифицированными ни были условия кредитных договоров, всегда останется простор для индивидуального «творчества» банковских работников, выдающих потребительские кредиты. Сомневаюсь, что его целью всегда будет соблюдение интересов потребителя. Поэтому призывала и призываю тех, кто решил взять потребительский кредит: внимательно ознакомьтесь с предоставляемой информацией. И если все же на ее основании решите заключить договор потребительского кредитования, не спешите поставить под ним подпись.  Внимательно прочитайте его содержание, уясните свои права и обязанности.  Если у вас появится хотя бы тень сомнения в том, что они соответствуют законодательству, откажитесь от затеи. И обратитесь к нам, в Управление Роспотребнадзора по Московской области. Ведь кредит взять легко, а  возвращать трудно. Иногда – невозможно.


 

Ещё новости о событии:

  О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Московской области в сфере потребительского кредитования в 2012 году   Из занимающихся потребительским кредитованием и зарегистрированных на территории Мо
17:56 19.04.2013 Роспотребнадзор МО - Мытищи
Надежда Россошанская, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области: Кредит взять легко, а возвращать трудно - Ежедневные новости Подмосковья
Еще в 2009 году президиум Высшего арбитражного суда признал незаконным взимание комиссий за открытие и ведение ссудных счетов при выдаче кредитов.
12:24 15.04.2013 Ежедневные новости Подмосковья - Подмосковье
 
По теме
Прокуратура Московской области провела проверку исполнения трудового законодательства в деятельности коммерческой организации.
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА