Подольская земля. Васильевский погост.



        В своей работе «Язычество древней Руси» академик Б.А.Рыбаков отмечал, что даже    в ХIII    веке у вятичей сохранялся    обряд курганного погребения. Для отправления масштабных ритуальных обрядов, на которые собирались люди всего племени, а может быть даже из нескольких дружественных племен, создавались особо почитаемые места – святилища - капища, где жрецами-волхвами устанавливались языческие кумиры-идолы. Как отмечает Б.А. Рыбаков «такие особо почитаемые ритуальные пункты просуществовали несколько тысяч лет, и, в конце концов, были восприняты церковью с целью использования давней традиции религиозных молений…».
            На левом берегу Пахры, напротив села Стрелково, имеется на удивление ровная площадка, юго-заваднее которой располагается курганная группа захоронений древних вятичей. Можно предположить, что некогда на этих землях вятичи проводили ритуальные моления и обряды, устраивали игрища и тризны,    отмечали праздники. Летописц Нестор в «Повести временных лет» о вятичах говорил следующее: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, если все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на этих игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи».
    Несомненно, особый интерес в этом отрыке вызывают заключительные слова летописца, - «как делают и теперь еще вятичи». Можно предположить, что на момент летописания, Нестор мог встретиться с кем-то из вятичей, от кого и узнал подробности их жизни. На этот счет бытует интересная версия, которую выдвинул подмосковный писатель Юрий Николаевич Сбитнев, проживающий ныне в селе Талеж (Чеховский район), том самом, что расположено на реке Смородинке при ее впадении в Лопасню и    которое неоднократно упоминали в своих духовных грамотах великие московские князья. Так вот, в своей книге «Святой родник в Талеже и вокруг него» Юрий Николаевич предположил, что старец Нестор мог происходить из одного из местных родов вятичей и знать о быте и нравах вятичей не понаслышке. Конечно, такая версия поначалу может вызвать недоумение или даже усмешку, но если принять во внимание тот факт, что князь Юрий Долгорукий поддерживал дружеские связи с пахринскими вятичами, а последние оказывали ему помощь в добыче и транспортировке белого камня для строительства храмов, ничего удивительного в такой версии нет. Напротив, она становиться более убедительной.


        Как знать, может быть Нестор еще отроком принял христианскую веру и последовал за князем Юрием в стольный град Киев, где    стал иноком и обучился грамоте.
            Справедливости ради следует заметить, что существует и иное предположение о происхождении летописца Нестора. Например,    историк В.Н. Татищев, а позже и ростовский краевед Александр Яковлевич Артынов (1813-1896) полагали, что Нестор происходил родом из Белозерских земель, откуда пришел в Ростов Великий к Святителю Леонтию Ростовскому. Получив благословение    Святителя, юный Нестор из Ростова двинулся в далекий путь в Киев, в монастырь.
        В любом случае, отнесемся с должным уважением к обоим версиям, все они имеют право на существование. При этом, несмотря на разные точки зрения, курганные захоронения в районе села Стрелково Подольского района существуют и этот факт, слава Богу, пока никто не оспаривает.
        Несколько лет тому назад настоятелем Знаменской церкви села Захарьино отцом Николаем (Н.А. Киселев)    в ряде СМИ был опубликован цикл статей, посвященных истории Васильевского Погоста на реке Лопенке и «ордынской дороге».    В 2006 году силами энтузиастов была издана небольшая книжица - «Васильевский погост на Пахре при Лопенке». Сейчас можно сожалеть, что этот интереснейший исследовательский материал остался без должного внимания общественности. Например, как мне кажется, Подмосковное правительство при разработке региональной        туристической программы вполне могло включить Подольск и окрестности в эту программу, тем более, что на наше счастье до сих пор чудом сохранились некоторые интересные природные объекты.   
        В последнее время мы много говорим о патриотизме, о знании школьниками истории Отечества. Всё верно.    Только страницы учебников никогда не заменят    реального путешествия по историческим местам, когда можно воочию прикоснуться к страницам истории, перелистуть их. Можно сожалеть, что у Министерства по туризму и культуре Подмосковья всё ни как не дойдут руки до поддержки такого рода проектов.
        Однако, вернемся к исследованию отца Николая. Обратив внимание на казалось бы очевидные для всех факты, отец Николай сумел не только воссоздать по сохранившимся документам интереснейшую историю Васильевского погоста, но прибегнув к методу исторической реконструкции, связать воедино до сель разрозненные сведения. В своей работе автор так рассказывает о погосте: «Васильевский погост занимает трапецевидную площадь примерно 500 м в длину и 100 м в ширину. Он расположен нисходящим клином к Лопенке на первой всхолмленной террасе… Ближний к Лопенке участок занимает березовая роща. Она прежде всего необычна тем, что почти все ее деревья стоят на древних славянских курганах. Всего их здесь около двух десятков. Самые высокие курганы достигают 3 м, а в диаметре – 20-30 метров. Далее к западу, занимая центральное положение на погосте, расположен сосновый бор, состоящий из 231 редко поставленной сосны с оранжевым стволом и красивой раскидистой кроной. К нему с запада примыкает заросшее непроходимыми зарослями акации старое заброшенное кладбище».
        Вот так, благодаря кропотливому труду и бескорыстному усердию отца Николая была вновь открыта позабытая история древнего Васильевского погоста и близлежащей округи.
        В свое время, оспаривая некоторые утверждения отца Николая, мне пришлось    поехать в музей-заповедник В.Д. Поленова, чтобы сделать обмеры сосен, растущих на территории музея. Зная о том, что Василий Дмитриевич Поленов высаживал сосны вручную в период 1892 – 1900 годы, я надеялся использовать    замеры окружностей стволов, чтобы приблизительно установить возраст сосен, растущих на Васильевском погосте. Как оказалось, они моложе Поленовских и, вероятнее всего, были высажены в конце 20- середине 30-х годов XX столетия.
        Однако, во время своих поисков мне довелось посетить усадьбу железнодорожного инженера фон Мекка, расположенную в конце Плещеевской улицы, пролегающей от    Подольского цементного завода в направлении к Пахре. К сожалению, от дворянской усадьбы сейчас мало что осталось, если не считать нескольких    белокаменных въездных обелисков, до сих пор стоящих у дороги. Так вот, как известно при усадьбе был разбит прекрасный липовый парк, протянувшийся по левобережью Пахры. Именно в этом парке я нашел интересное дерево – дуб, явно посаженный человеческими руками, поскольку его могучий ствол отклонялся от вертикали примерно на 30-35 градусов, а нижняя, наиболее мощная ветка, росла почти параллельно земле. Окружность ствола составляла примерно полторы ширины человеческого туловища, что    явно превышало 150 сантииметров в окружности. Кем, когда и для каких целей был высажен этот дуб установить не удалось. Однако известно, что дуб растет крайне медленно и имеет очень плотную древесину.    Можно предположить, что этому дереву более 300 лет. Можно сожалеть, что обычная    повседневная суета не позволила более тщательно исследовать окрестности и, тем более, предпринять меры по охране этого уникального дерева. Очень жаль, если оно погибнет от рук вандалов….
    Возвращаясь к Васильевскому погосту и работе отца Николая можно отметить, что сельское кладбище на момент    2006 года было изрядно заросшим и запущенным.    С трудом продираясь сквозь заросли желтой акации и одичавшей сирени можно было отыскать низвергнутые белокаменные надгробные камни, расколотые и вросшие в землю могильные плиты, повсеместно встречающиеся ямы разрытые «черными копателями» на месте былых могил. Некоторые из надписей на надгробьях имели следы явного умышленного повреждения, большинство же попросту подверглись естественной коррозии. Как издавно повелось на Руси, границы усадебных земель или погостов очерчивались небольшим рвом и посадками желтой акации. Васильевский погост в этом смысле вполнее соответствует давней традиции. Сегодня, благодаря поддержке некоторых энтузиастов, кладбище приведено в надлежащее состояние. Надгробия выставлены в ряды, а белокаменные плиты сложены для последующего исследования, поскольку на некоторых из них сохранилиась треугольчато-выямчатая резьба с клеймами, что позволяет датировать время их    изготовления концом XVI- серединой XVII вв.
    С Васильевским погостом также связано древнее и очень интересное предание.    Некогда на противоположном берегу Пахры существовал градец Добрятин, который затем    неоднократно упоминался в духовных грамотах Московских великих князей, как «Добрятинская борть». Можно осторожно предположить, что легендарный Добрыня Никитич, дядка и сподвижник Владимира Красно Солнышка, крестителя Руси, одновременно с основанием града на Пахре, как благочестивый и ревностный сторонник христианской веры вполне мог заложить и церковь, имея благие намерения окрестить пахринских вятичей-язычников и искоренить поганые идольские капища. «Путята крестил мечом, а Добрята-огнем», так гласит древняя новгородская пословица. В этой связи обратимся к работе академика Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», где отмечается, что «такие особо почитаемые ритуальные пункты просуществовали несколько тысяч лет, и, в конце концов, были восприняты церковью с целью использования давней традиции религиозных молений…».   
        Отчего не предположить, что именно здесь, на берегу Пахры, на месте некогда священной Велесовой рощи и языческого капища у Плещеевского оврага    боярин –воевода Добрыня Никитич заложил храм во имя Святого Василия Великого, поскольку князь Владимир Красно Солнышко при крещении в Корсуни был наречен именем Василий?
        По мнению отца Николая (Н.А. Киселева), созвучие Велеса с именем Святого Василия, «призвано было как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе».    Можно сожалеть, что история Васильевской церкви не сохранила сведений о тех древних временах. Вероятнее всего,    название Васильевский погост произошло именно от той самой древней Васильевской церкви.
            Однако, несмотря на насильственное крещение, вятичи-язычники сохраняли верность своим божествам, и если не выступили в открытое противостояние, то, по крайней мере, умело скрывали свое двуеверие. Например, в «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России чудотворца», изданного в С-Петербурге в 1862 году, имеется любопытный эпизод, относящийся к 1763-65 годам, в котором рассказывается о противоборстве епископа Тихона языческим обычаям. «Душу святителя Тихона возмущало нехристианское препровождение торжественных дней и праздников церковных. Общественные гуляния, общее невоздержание и нескромные игрища он сравнивал с общим пожаром…Особенно сильно восставал он против увеселений в Сырную неделю». Возмущение святителя Тихона вызывал месточтимый в Воронеже праздник «ярилы». Вот как об этом рассказывается в «Житие»: «Другой народный праздник, возмутивший благочестивое сердце пастыря и возбудивший его пастырскую ревность, был какой-то остаток языческой старины в Воронеже, называвшейся праздником «ярила». Он начинался в среду или пяток после Троицына дня и оканчивался в понедельник Петрова поста. К этому дню народ готовился как бы к какому-нибудь великому празднику. Все городские и окрестные сельские жители сходились на бывшую в Воронеже за старыми московскими воротами площадь и устраивали род ярмарки. Выводили молодого человека, которого обвязывали цветами, лентами и колокольчиками; на голову надевали колпак из бумаги, раскрашенный и развязанный лентами; лицо намазывали румянами, в руки давали позвонки. В таком наряде ходил он с пляской по площади и назывался «ярилом». Везде были игры, пляски, лакомства, пьянство и кулачные бои». Другой очевидец таких гульбищ    описывал их так: «Я увидел, что множество мужей и жен, старых и младых и малых детей из всего города на то место собрались. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки; иных раненных, иных окровавленных; приметил плясание жен со скверными песнями».
        Если уж в «блестящий век Екатерины» так широко отмечались языческие обычаи, то, что тогда говорить о временах более древних и нам неведомых...
        Противление христианству видимо было повсеместное, особенно в удаленных от центра землях. Только во времена Даниила Александровича московские земли, до этого находившиеся на отшибе Владимиро-Суздальской земли, начинают обретать некую значимость благодаря своему удобому географическому расположению, что отмечали в своих работах такие известные историки, как    Иван Забелин и академик М.Н. Тихомиров.    Но даже после монгольского нашествия 1237 года на подмосковных землях все еще проживали язычники и когда эти земли в начале XIV века отошли в «отчину» на прокорм боярину Федору Акитьевичу Бяконту, возможно при его самом непосредственном и деятельном участии были порушены последние из сохранившихся капищ и вновь воссоздана церковь во имя Василия Великого, отчего, собственно говоря, погост и получил название Васильевского.   
        Малый энциклопедический словарь Ефрона и Брокгауза дает следующее пояснение термину «погост»: первое, - сельский податный округ в древней Руси; второе, - главное селение округа с церковью; третье, – церковь с кладбищем.
        Академик Степан Борисович Веселовский полагал, что «погост» являлся одним из типов древних поселений и происходил от слова «гость». В книге «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков» (1955 г. «Московский рабочий») он отметил следующие особенности: «В древние времена торговля была в руках приезжавших издалека гостей и носила сезонный характер. Места, где в определенные времена года происходили торжища, назывались «погостами». Весьма вероятно, что в древности торжища происходили в привычных для населения местах народных сходок и языческих мольбищ. С принятием и распространением христианства на погосте стали ставить церковь, и погост приобрел значение церковного прихода. Очень вероятно, что во времена язычества погосты были также местами погребения, Во всяком случае, с принятием христианства при погостах были кладбища».   
    Времена великого князя Даниила Московского, когда земли в среднем течении Пахры, в том числе и Васильевский погост отошли в «отчину» боярину Федору Бяконту,    смело можно назвать расцветом этих земель, как в в военном, так и общественном смысле. На кладбище Донского монатыря в Москве есть чудом сохранившаяся надгробная доска с могилы боярина Бяконта. Право слово, стоит проехать в монастырь, чтобы прикоснуться к этой реликвии.
    Так вот, вероятно, что с приходом    боярина Федора Бяконта православная вера обрела в его лице истинного поборника и защитника, настоящего просветителя и бескорыстного миссионера .    Наблюдая с детства за деяниями отца, читая священные книги, дети бояринам    воочию видели плоды отцовских трудов.    Не будет ошибкой, если сказать, что пример отца сподвиг его детей – сына Елевферия и дочерей- Иулианию и Евпраксию    на такой ответственный и беспримерный шаг, как отречение от мирского и принятие монашества.    На Руси до сей поры нет ни одной такой семьи, где трое ее членов были бы причислены Русской Православной церковью к лику Святых. Как же не гордиться этим фактом нашему Подмосковью?
        Устроив в    этих благодатных землях    боярскую усадьбу, Федор Бяконт организовал податный округ, центром которого стало боярское сельцо. По мнению академика С.Б. Веселовского «село раннего феодализма было прежде всего резиденцией землевладельца-феодала и центром управления его боярщины. Все население села обыкновенно состояло из самого хозяина с чадами и домочадцами и большого или меньшего числа слуг и рабов. На господском дворе стояла теплая изба с горницей, крытая обыкновенно тесом, а в одном срубе с ней или через сенцы к теплой избе примыкала «повалуша» - холодная летняя пристройка. Вокруг главной избы располагались различные службы: ледники с напогребницами, сараи, конюшни и т.д. Возле господского дома лепились «дворцы» слуг и холопов. По мере того как села становились центрами церковно-приходской жизни, в селе ставили церковь…».        Вероятнее всего,    боярская усадьба Бяконтов на Васильевском погосте мало чем отличалась от общепринятых для того времени комплексов построек.    Здесь же, через Васильевский погост пролегала и печально известная Ордынская дорога…
        Известно, что у боярина Федора и его супруги Марии было пять сыновей: Елевферий, Феофан, Матвей, Константин и Александр, прозванный за свою широкоплечесть «Плещеем», а также дочери: Иулиания    и Евпраксия. Впоследствии сыны отпочковались от отца и основали собственные усадьбы. Так,    за Плещеевским оврагом,    Александр заложил сельцо, получившее название от    его собственного прозвища    - «Плещеево». Позже, во времена великого князя Дмитрия Ивановича Донского боярин Александр Плещей успешно руководил внешней политикой московского княжества. Во времена царя Василия Темного, в 1447 году,    боярин Михаил Борисович Плещеев внезапным налетом захватил в Москве наместника мятежного князя Дмитрия Шемяки, тем самым, оказав великому князю неоценимую услугу. А в начале XVI века из рода Плещеевых вышел целый ряд русских дипломатов, в том числе и первый русский посол в Турции - Михаил Андреевич Плещеев.                                       
            От потомков боярина Федора свое начало повели такие дворянские фамилии, как Плещеевы-Очи, Басмановы, Жеребцовы, Москотины, Нечаевы, Игнатьевы.
                Другой сын основал сельцо напротив переправы через Пахру, на высоком холме, перед речным мысом. В настоящее время это современная деревня Бяконтово. Еще в древности здесьрасполагался    удобный брод через Пахру и сельцо в этом стратегически важном месте было основано не случайно. Может быть,    поселок «Константиново», расположенный на реке Рожайке неподалеку от современного города Домодедово, получил свое название в честь боярского сына Константина Бяконта? Отыскать сведения об этом не удалось, но предположить такое вполне допустимо, поскольку поселок располагается не так уж далеко от отчины бояр Бяконтов, в зоне прямой видимости из деревни Бяконтово.
        Для тех, кто пожелает более подробно ознакомиться с родословием бояр Бяконтов можно порекомендовать сборник, изданный по итогам III-тьих историко-археологических чтений памяти Н.И. Троицкого, проводившихся в октябре 2001 года в Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле», где была напечатана статья А. Ю. Соклакова «К вопросу о поиске данных по генеалогии людей, связанных с территорией Куликова поля. Родословие дворян Нечаевых». В этой интересной статье наряду с родословием дворян - землевладельцев Нечаевых, владевших наделами на Куликовом Поле, автор подробно прослеживает родословие рода Бяконтов и потомков.
    В народной памяти до наших дней сохранилась древнее предание о чудесном обретении на землях Васильевского погоста Святого образа Николая - Божиего Угодника. Более подробно    эта история изложена в уже упомянутой книге отца Николая (Киселева).    Я же сейчас предлагаю краткую версию.
        Можно предположить, что уже во времена отрочества Елевферия, сына Федора Бяконта и будущего митрополита Алексия, вместо пришедшей в ветхость церкви во имя Святого Василия был возведен новый храм в честь святого Николая, угодника Божия, покровителя всех путешествующих.        Никольская церковь была поставлена в память о чудесном обретении образа Святого Николая    из Мир Ликийских на водах Пахры.
        Согласно древнему преданию однажды с нижнего течения Пахры в эти места приплыл резной образ Святого Николая, который был обнаружен и с великими почестями водружен в древний Васильевский храм. Есть предположение, что в память об столь знаменательном событии на самом деле было основано два храма. Один на правом берегу реки в селе Стрелково, перестроенный в камне в 1705 году и сохранившийся до наших дней, а другой, деревянный, на левом берегу, в    сельце Васильевском, на погосте.
        Чудотворный образ Святителя Николая стал месточтимым и    православный люд из окрестных сел и деревень с любовью называл его    «Николой Пахринским».    Сам образ представлял собой вырезанное из дерева фигурное изображение с тонкой раскраской по иконописным канонам. В своей основе образ «Николы Пахринского» очень похож на    изображение «Николы Можайского». В правой руке Божий угодник держит меч, а в левой – «модель» храма или «градец». Отличие заключается в том, что Никола Пахринский стоит в архиерейском облачении и в фелони, а    главу его венчает митра.
        Попытки отыскать аналогичный резной образ, в том числе и запасниках    Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, где имеется значительное собрание предметов из дерева, оказались безуспешными. Подобный образ, схожий по сюжету с Николой Пахринским имеется в пос. Епифань Тульской области, в церкви при местном кладбище. Однако провести сравнительное исследование пока не представилось возможным.
        Более 300 лет икона находилась в Никольской церкви на Васильевском погосте, пока из-за полного обветшания храма в 1783 году не была торжественно перенесена в Знаменскую церковь села Захарьино, где пребывала до 1940 года, почти до начала войны. Затем чудотворный образ исчез и    его следы теряются во времени.
        В 2005 году    известным московским иконописцем О.Н. Колокольцовой по сохранившимся фотографиям 1903 года был вновь воссоздан образ Николы Пахринского, который занял почетное место в иконостасе Никольского придела церкви Знамения    села Захарьино, неподалеку от Щербинки.
        Вот так, благодаря усердию и трудам настоятеля прихода Знаменской церкви батюшке Николаю мы вновь можем лицезреть реликвию Васильевского погоста, тот самый    чудесный образ, с которым так тесно переплетается история Подольской земли.
        Что же касается Никольской церкви в сельце Васильевском могу сообщить следующее: сельцо со временем запустело и обезлюдело, а    вместе с ним    опустел и церковный приход.    За ветхостью храм был разобран и в 1815 году на его месте была возведена небольшая по размерам каменная Никольская часовенка, ставшая народным памятником чудесному обретению на водах Пахры образа Николая Чудотворца и в честь русских героев - гренадеров, мужественно сражавшихся при обороне Бяконтовой переправы во время Отечественной войны 1812 года. Время не сохранило их имена, но народная память до сих пор, вот уже более 200 лет чтит их безымянный    подвиг …
        Для напоминания православным христианам об этом святом месте на средства прихожан Знаменской церкви и с благословения отца Николай (Н.А.Кисилева) здесь    сооружен памятный Поклонный крест.

    Михаил Переславцев.
Московская область, город Подольск.

 
По теме
Выпускник Люберецкого техникума имени Ю.А. Гагарина с позывным «Малыш» в настоящее время служит в зоне специальной военной операции, был награжден орденами Мужества и Святого Георгия IV степени,
20 марта 2024 года состоялся Региональный научно-практический семинар «Образы малой родины в творчестве современных художников», организованный ФГБОУ ВО «Луганская государственная академия культуры и искусств им.
Иностранные студенты 4-го курса международного факультета второго медицинского университета имени Пирогова проходят практику в Видновском перинатальном центре Ленинского городского округа.
Подмосковные предприятия, которые безвозмездно передают оборудование учреждениям среднего профессионального образования, смогут получить инвестиционный налоговый вычет.
Сегодня сотрудник Истринского отделения ВДПО Вишнева В.А. провела профилактическое мероприятие по пожарной безопасности для учащихся МОУ «СОШ имени Л.М.
 В Московском государственном институте культуры, 15 мая 2024 года в 11:00 , пройдет II Всероссийская научно-практическая конференция « Государственная культурная политика России:
Izobrazhenie_WhatsApp_2024-03-28_v_14.34.22_72a468c0.jpg - Управление образования Воспитанники дошкольного отделения МОУ гимназии № 7 посетили библиотеку учреждения.Библиотекарь Анна Романовна рассказала детям о том, что библиотека – это хранилище книг, для чего она нужна,
Управление образования
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа На очередном заседании православного клуба «Беседа», которое состоялось 28 марта, обсудили одну из учительных книг Ветхого Завета – «Книга Иова».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа