По Онеге



Часть третья

В апреле—мае группа королёвских туристов отправилась на самодельной вёсельной лодке покорять реку Онегу , что течёт в Архангельской области . Состав экспедиции : Николаич ( капитан ), Макси - мыч ( боцман ), Алексеич ( матрос и кинооператор ) и автор этих строк ( штурман и летописец ). Окончание . Начало в «КП» от 21 и 28 июня .

6 мая АПЕЛЬСИНОВАЯ ЛУНА

Прохладным утром снова прогудро-нили лодку и отправились далее. Сделали стоянку на левом берегу, который медленно поднимался вдаль. На вершине в километре от воды , расположилась деревня Посад ( бывшее Тур - часово ). В ней , на высоком земляном плато , видном на многие километры , особенно с реки , находятся уникальный памятник русской северной архитектуры деревянная кубовая Преображенская церковь 1786 года постройки и деревянная башня - колокольня (1793 год ). Многоглавая церковь величественно возвышается над всеми строениями. Видно, что её кровля уже разрушается, и кое-где она подлатана. В деревне есть магазин, укрытый в бывшем строительном вагончике. Продавщица там постоянно не сидит, желающие что-либо купить просто приходят к ней домой (живёт рядом) и просят открыть эту лавочку. Многие дома в деревне пустуют и разрушаются. Картина, типичная для русского Севера нашего времени. Как нам сообщила местная жительница, в Посаде и окрестных деревнях жило более 200 человек. Грянула перестройка, за ней — прочие потрясения, и молодёжь потянулась в другие края в поисках лучшей жизни. Оставшиеся мужчины занимаются лесозаготовками, рыбалкой-охотой, а нестойкие просто спиваются. Женщины, как обычно, занимаются домашним хозяйством и мелкими сель-хозработами. Сейчас хорошо, если 40 человек наберётся. Асфальтированных дорог, ведущих к деревне, нет, единственная улица укрыта бетонными плитами — от распутицы.


Мы отъехали от Посада, погода неожиданно наладилась, появилось солнце. Мы шли, с грустью рассматривая полуразрушенные деревни на обеих берегах реки. Около упавшей в воду гигантской берёзы сделали стоянку, скромно отметили День святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы. И разморённые долгожданным солнышком, даже немного поспали на травке. Остаток дня гребли в благостной тиши, река напоминала вытянутое озеро. Таким медленным здесь оказалось течение.

Встали на ночь недалеко от деревни Кялованги. Неожиданно впотьмах, из-за леса, появилась луна гигантских размеров, причём апельсинового цвета. На лёгкой ряби Онеги отпечаталась её дрожащая дорожка, тоже, конечно, с рыжинкой. Мы поспешили настроить свою фото- и видеоаппаратуру на это невиданное зрелище. Постепенно луна приобретала свой естественный холодно-серебристый свет, но в размерах не изменилась. Художник Куинджи мог бы здесь создать ещё один свой шедевр: «Лунная ночь на Онеге».

7 мая

ВСТРЕЧА С РЕЧНЫМ ГАИ

Опять погода испортилась, полил мелкий дождик, правда, ветер в основном всё же дул нам в спину. Сделали интересную стоянку в деревне Пи - яла . На высоком берегу шедевры русского деревянного зодчества : высоченная шатровая Вознесенская церковь (1654 год ) и колокольня (1700 год ). Осматриваем их. На запертой двери церкви — прорезь с надписью «Пожертвования на ремонт храма Вознесения». Рядом свалена куча брёвен, по-видимому, намечаются реставрационные работы. Около колокольни видны следы работы по упреплению фундамента. Колокольня немного накренилась и со временем может рухнуть в сторону реки (Пияльская — почти Пизанская — башня!). Со слов местных обитателей, раньше здесь была ещё одна церковь, но она сгорела от молнии. Рядом на берегу — остатки старого кладбища. Хорошо сохранились намогильные памятники семьи Малыгиных, живших во второй половине XIX века.

Садимся в лодку, идём дальше, и тут нас ждёт новое приключение. Слышим шум мотора, нас догоняет катер — да не простой: надувной катама-

ран «Стрингер» с кабиной и мощным двигателем. Оказалось, что это катер ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам, водного аналога ГИБДД. Экипаж — два сотрудника в униформе. Они представились, показав свои служебные удостоверения, и указали на наши нарушения. Да мы и сами об этом знали. У нас лодка не имела бортового номера (на дороге это всё равно что машина без госномеров), не у каждого члена экипажа был надет спасательный жилет (тут я главный разгильдяй: у меня спасжилет наполняется воздухом и его очень удобно использовать для сидения на банке (скамейке) во время гребли). Выяснилось, что у нас нет документов на лодку, аптечки, якоря, запасного весла и ещё чего-то нужного.

Конечно, мы знали о существовании ГИМСа, но во время предыдущих путешествий на лодке (а это пять навигаций) её инспекторы нас не трогали, хотя мы предусмотрительно заручились солидной поддержкой городского спорткомитета в виде мандата (мар-шрутно-квалификационного листа). В сей бумаге наш вояж был назван спортивно-туристической краеведческой экспедицией, здесь же указаны благородные цели похода (изучение водных ресурсов России, пропаганда туризма, знакомство с достопримечательностями и так далее). Документ заканчивался предложением «всем должностным лицам, вошедшим в контакт с членами экспедиции, оказать в пределах своей компетенции содействие экспедиции в выполнении поставленных перед нею задач».


Сотрудники посмотрели на наш мандат и наверняка поняли, что реальной силы он не имеет. Строго говоря, нас ожидал штраф, и в запасе на этот случай был денежный резерв. Но ГИМСов-цы пожалели нас. То ли вид у нас был внушающий доверие, не преступно-воровской, то ли потому что сегодня состоялось вступление Владимира Путина в должность Президента России, но нас штрафовать не стали. Мы пого-

ворили с этими бравыми ребятами «за жизнь», они подсказали, как лучше идти дальше (скоро река раздвоится) и заодно сообщили радостную весть: с 25 мая регистрация таких мелких судов, как наше, будет отменена.

Неужели настанет конец мучениям рядовым любителям покататься на лодке по рекам и озёрам? Наши гости искренне удивились беспорядкам, прошедшим накануне в Москве (несогласные с инаугурацией Путина протестовали на Болотной): «И что это вам в столице спокойно не живётся?» Мы попрощались с добрыми инспекторами, и они, включив двигатель на всю мощь, умчались на онежский простор. Да, люди на Севере, даже если при исполнении — это особая закваска.

Наконец мы дошли до села Чекуева, где река напомнила Т-образный перекрёсток. Она разделилась на два рукава, и мы по рекомендации инспекторов ГИМСа пошли налево, по Малой Онеге, более короткой дорогой. Ветер ударил в лицо, огромные волны пытались прибить лодку к берегу. Шли до темноты, искали полянку, где можно укрыться от ветра. У костра вспомнили, что сегодня — День радио. Сотовая связь опять не работала — уже третий день подряд. В Королёве наши родные были близки к тревоге за «пропавшую экспедицию».

8 мая

ПОСЛЕДНИЕ ПОРОГИ

К утру ветер стих, облака разбегались и исчезали, чаще показыва-

лось солнышко. Около посёлка Усть-Кожа по ошибке свернули в реку Кожу (она здесь очень широкая), которая впадала в Онегу. Указателей ведь на реках почти нет! Но быстро ощутили свой промах (гребём, а почти не двигаемся вперёд), развернулись и пошли до слияния с правым рукавом Онеги — Большой Онегой. Здесь река сразу стала шире, полноводнее, между берегами — километр, а то и более. Солнце светило так ярко, что во время обеденной стоянки два добровльца, Макси-мыч и Алексеич, разделись и полезли в холодную воду искупаться. По баньке соскучились, уже 12 дней мы без горячей воды и душа. К вечеру прошли деревню Порог, за которой — после железнодорожного моста, соединяющего Архангельскую область с карельским Беломорском, началась ещё одна гряда порогов. Пять километров лодку несло по бурным пенящимся волнам, но нас это не испугало, ибо мы знали, что это последние на реке пороги.

Встали на ночь на крутом лесистом берегу. Около стоянки — огромный камень, поросший разноцветным мхом. Ну как на нём не провести фотосессию! А наше место оказалось посещаемым. В поисках дров мы наткнулись на избушку для отдыха. Рядом с ней — всевозможная утварь для приготовления еды на костре и для игр на свежем воздухе. Тут же плетёные корзины для рыбной ловли, поленницы заготовленных берёзовых дров. Хозяев не видно, входная дверь в избушку прикрыта и подпёрта палкой. Никаких замков!

Солнце медленно садилось в реку, играя на волнах и приглашая нас насладиться этим волшебством.

9 мая

У БЕЛОГО МОРЯ

В День Великой Победы встали рано, в 6 часов утра. Костёр, чаёк на утренней прохладе. Небо чистое, солнце отогревало уставшую от холодов землю. Мы весело гребли, до конечной точки маршрута — всего два часа пути. Накануне местные ребята дали нам телефон жителя города Онеги, у которого мы сможем оставить нашу лодку. Мы с ним созвонились, он уже ждал нас на берегу у своего строящегося дома. А вот и сам город.

Вышли на берег, познакомились с онежцем, у которого оставим лодку. Разгрузились, лодку подняли на берег и установили килем кверху на два брёвнышка. Здесь она будет нас ждать для новых путешествий. Максимыч с присущей ему энергией установил контакты с местными автолюбителями, ведь нам ещё добираться до Архангельска. А 9 мая, в солнечный День Победы, это сделать не так просто. Но нашёлся добрый молодец Андрей, который на своей легковушке «Hyundai» согласился добросить нас в столицу Приморья. На осмотр города нет времени — надо ехать, чтобы успеть к московскому поезду. Дорога Онега — Архангельск — типично наша, русская. Три часа мы тряслись, дважды пересекали ручьи, один раз вытаскивали машину из грязи. Одно порадовало: дорога выходила на самый берег

Белого моря. Мы здесь сделали специальную остановку. Полюбовались узорами неба над морем, побродили по песочку, попрыгали по камням, которых в прибрежной зоне превеликое множество, и даже пособирали створчатые ракушки, которые в изобилии валялись на песке. Перед Северодвинском колдобины закончились. Сам этот город очень красивый и чистый. Мы даже проехали около проходных знаменитого на весь мир «Севмаша» — предприятия, где изготавливают атомные подводные лодки. Ещё полчаса — и мы в Архангельске, на железнодорожном вокзале. Поезд на Москву отходит через полтора часа, билеты есть, причём с праздничной скидкой. Ура, повезло! Даже осталось время на закупку местных сувениров.

И вот мы в поезде , настало время подвести итоги . Прощай , русский Север ! Три года подряд мы бороздили твои реки , прошли на вёслах Вологду , Сухону , Северную Двину , Онегу . Общий пробег за три навигации 1660 километров за 36 ходовых дней . Встретились с интересными людьми , соприкоснулись с уникальными памятниками русского зодчества . Полюбовались неброской красотой суровых северных пейзажей , волшебством закатов и восходов солнца . Нередко боролись с порогами , сильными волнами , встречным ветром , снегом , дождём . Здоровье , как минимум , не пошатнулось , а в некоторых частях организма даже окрепло . Лучше узнали и себя , и друг друга , что тоже немаловажно . И главное , не пропало желание снова отправиться в дальние дороги , которые манят новыми приключениями .

Валерий СОКОЛОВ Фото участников похода по Онеге

НАША СПРАВКА

Город Онега находится в устье реки Онеги, которая впадает в Онежскую губу Белого моря. Город вытянут на 14 км вдоль реки. Известен с 1137 года под названием Погост, упоминался в уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича. Одно время это поселение принадлежало новгородской посаднице Марфе Борецкой, затем было конфисковано и стало собственностью Москвы. Статус города Онега получила в 1780 году по Указу Екатерины II.

Ныне здесь проживает чуть более 20 тысяч человек. Есть морской порт, железнодорожная станция, небольшой аэродром. Онега — родина полярного исследователя Александра Кучина, первого русского, вступившего на материк Антарктида (в составе экспедиции норвежца Руала Амундсена на Южный полюс).



 
По теме
Администрация городского округа Луховицы и местное отделение партии «Единая Россия» инициировали проведение форума «Управдом», в ходе которого обсудили важность соблюдения правил газовой безопасности горожанами.
Федеральное агентство по делам молодежи с целью вовлечения молодежи в творческую деятельность и социальную практику, а также повышения гражданской активности, формирования здорового образа жизни,
АО «Мострансавто» совместно с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области объявляет конкурс среди жителей региона на лучший дизайн транспортной карты «Стрелка», посвященный Году семьи.
Семья Трофан из Щелково, в которой недавно родился восьмой ребенок, решила проблемы с жильем благодаря подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий многодетных семей» государственной программы региона «Жилище».
«Благодарность «серебряным» волонтерам» - Волоколамский центр социального обслуживания На минувшей неделе в Волоколамском городском округе состоялась теплая встреча, посвященная признанию заслуг пожилых добровольцев.
Волоколамский центр социального обслуживания
Памятка обеспечения пожарной безопасности - Павлово-Посадский район В связи с наступлением пожароопасного периода просим Вас уделить особое внимание соблюдению правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред.
Павлово-Посадский район
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
В Московскую областную детскую клиническую травматолого-ортопедическую больницу (МОДКТОБ) бригадой скорой помощи был доставлен 5-летний мальчик с сильными болями в области бедра.
MosRegToday.Ru
Дмитрий Краснов провел очередной прием граждан - Единая Россия Лобня Руководитель фракции партии «Единая Россия» в Совете депутатов городского округа Лобня Дмитрий Краснов провел очередной прием граждан К депутату обратился житель улицы Мирная.
Единая Россия Лобня
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести