"Буллинг" произошел от английского слова bullying – нарываться, обижать, и отсюда есть еще buller – "агрессор" по-русски. Это ситуация, когда один ребенок или несколько по сравнению с остальной большей группой попадают в ситуацию постоянного, продолжительного насилия, издевательств, насмешек со стороны большей части детского коллектива, - говорит Ирина Пудовинникова в эфире радио "Свобода" . - И здесь важно отличать травлю от конфликта. Конфликт – это кратковременно, силы равны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из этой ситуации.
Чаще всего это происходит в коллективах, которые были созданы искусственно, таких как школьный класс, например. В спортивных секциях или кружках по интересам такого почти нет, потому что у детей одна цель, общие интересы, они туда пришли по собственному желанию. А в классе, особенно в пятом, в начале средней школы, когда дети приходят из разных классов младшей школы, у них начинается занимание ролей, позиций, выстраивание иерархий. Если нет значимого взрослого, которого дети уважают, то ситуация травли может возникнуть ниоткуда, даже если все дети кажутся успешными, нормальными. Это просто групповая динамика, то есть дети в любом случае начнут занимать позиции: кто главный.
Любой может стать жертвой. Если в классе принято кого-то травить, там всегда найдут жертву. Предпосылки появляются, когда есть скука, нет мотивации, общей цели, взрослого, который может подсказать, как себя вести, или показать пример. Травля процветает, когда есть ответная реакция, которой ожидают агрессоры. Если есть такая реакция, то это будет продолжаться и усиливаться. Если же такой реакции нет, и ребенок быстро переходит на другую роль, тогда она сходит на нет. Но опять-таки все это происходит с помощью учителя или родителей одноклассников.