В Московской области была впервые организована и проведена областная олимпиада по психологии для обучающихся образовательных учреждений.
Ее инициаторами выступили Министерство образования Московской области и социально-психологический факультет государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» (МГОСГИ) (городской округ Коломна).
Участники олимпиады - обучающиеся 8 – 11 классов общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.
В 2013 году тема олимпиады - «Семья и ее ценности».
Олимпиада проводилась в 2 тура: заочный (дистанционный), очный – состоялся 26 сентября 2013 года.
На заочный тур было представлено 205 детских работ из 58 образовательных учреждений Московской области.
Тема задания дистанционного тура: анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка на примере художественного произведения (книга, художественный фильм, мультфильм).
По итогам первого тура были определены 120 человек, которые прошли во второй тур очный тур. В качестве домашнего задания участники показывали презентацию на тему: «Модель счастливой семьи» (или «Модель эффективной семьи»).
Также участники соревновались в умении анализировать ситуации («Мифы о семейной жизни», интерпретация пословиц о семье, разбор ситуаций).
Большую помощь в подготовке к участию в олимпиаде ребятам оказали педагоги-психологи из их образовательных учреждений.
Участники олимпиады были награждены Почетными грамотами МГОСГИ, а педагоги-психологи получили благодарственные письма.
Победители были определены по нескольким критериям:
1) Победители дистанционного тура «За качественный анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка на примере художественного произведения (книга, художественный фильм, мультфильм)» в 2- категориях: 10-11 классы, 8-9 классы (приложение 1).
2) Победители очного тура олимпиады.
1 место - Воронина Елена, обучающаяся 11 «Б» класса МОУ «СОШ № 22 с УИОП» г.о. Электросталь;
2 место - Закатина Наталья, Баранов Михаил, обучающиеся ГБОУ СПО МО «Московский областной гуманитарный колледж», г.о. Серпухов.
3 место – Елистратова Елизавета, обучающаяся МОУ гимназия № 1, г.о. Жуковский.
3) За лучшие презентации на тему: «Модель счастливой семьи», за научное обоснование темы (приложение 2).
Приложение 1
Победители дистанционного тура «За качественный анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка на примере художественного произведения (книга, художественный фильм, мультфильм)»
10 – 11 классы
победители
1 место : Афентьева Дарья, МОУ СОШ № 13 г.о. Жуковского (анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка проведен по произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант»);
2 место: Воронина Елена, МОУ СОШ № 22 г.о. Электросталь (анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка проведен по произведению П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»);
Яворский Станислав, МБОУ лицей № 2 Павло-Посадского м.р. (анализ психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка проведен по произведению П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»);
3 место : Кислова Дарья, МОУ СОШ № 20 г.о. Коломны (на примере сказок Туве Янссон «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника»).
Финалисты
1. Сашлиев Серафим, МОУ СОШ № 12 г.о. Жуковский, (за самостоятельный аналитический подход к анализу психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка (на примере х/ф «Евдокия»);
2. Белоусова Анна, МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В.И.Кузнецова Дмитровского м.р. (за умение устанавливать аналогии между художественным произведением и собственной жизнью (по книге Э.Портер «Полианна»);
3. Крутова Анастасия, МОУ СОШ № 12 г.о. Жуковский (за метафорический подход к анализу психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка (на примере м/ф «Трое из Простоквашино»);
4. Новикова Ксения, МОУ СОШ № 30 г.о. Коломны (за метафорический подход к анализу психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка (на примере произведения Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»);
5. Елистратова Елизавета, МОУ гимназия № 1 г.о. Жуковского (за метафорический подход к анализу психологических особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка (на примере сказки Туве Янссон «Муми-тролль и комета»);
6. Костромина Дарья, МОУ Глебовская СОШ Истринского м.р. за внимание к проблемам детей с особыми потребностями (на примере х/ф «Странная жизнь Тимоти Грина», реж. П.Хеджес).
8-9 классы
победители
1 место: Алехина Ольга, МБОУ гимназия № 2 г. о. Краснознаменск (на примере книги Рэя Дугласа Бредбери «Вино из одуванчиков»);
2 место: Баркова Екатерина, МОУ СОШ №30 г. о. Коломны ( на примере х/ф «Эта дурацкая любовь» реж. Гленн Фикарра , Джон Рекуа );
3 место : Володина Эльвира, АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион», пос. им. Тельмана Раменского м.р. (сравнительный анализ семейного воспитания по м/ф «Золушка» и «Снежная Королева»).
финалисты
1. Гурашова Алиса, МБОУ «СОШ № 11 с углублённым изучением отдельных предметов" г.о. Балашиха (за умение устанавливать аналогии между художественным произведением и собственной жизнью (на примере х/ф «Мачеха», реж. К.Колмубас;)
2. Ковалив Дарья, Кузяевской основной школы Раменского м.р. (за внимание к проблеме воспитания близнецов ( на примере повести А.Алексина «Домашний совет»);
3. Шкуропатова Наталья, МБОУ гимназия №2 г.о. Краснознаменск (за сравнительный анализ влияния разных стилей воспитания на развитие детей (на примере повести В.Каверина «Два капитана»);
4. Полунина Арина, АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион», пос. им. Тельмана Раменского м.р. за психологически обоснованный анализ особенностей семейного воспитания и его влияния на развитие личности ребенка (на примере м/ф «Малыш и Карлсон», снятого по книге А.Линдгрен).
Приложение 2.
Лучшие презентации на тему: «Модель счастливой семьи»
В качестве лучших были признаны и награждены грамотами презентаци и обучающихся из следующих общеобразовательных учреждений:
МОУ СОШ №13, г.о. Жуковский
МОУ СОШ № 9, Каширский м.р.
МОУ гимназия №9, г.о. .Коломна
МОУ Кузяевская ООШ, Раменский м.р.
За грамотное научное обоснование темы были награждены грамотами команды:
МОУ СОШ №30 го. .Коломна
ГБОУ СПО МО Московский областной гуманитарный колледж, г.о. Серпухов
ГБОУ Непецинский детский дом-школа
За артистизм , проявленный в процессе командной работы были награждены грамотами:
МОУ лицей № 4, г.о. Коломна
МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В.И.Кузнецова, Дмитровский м.р.
Удельнинская СОШ № 34, Раменский м.р.