Заболевание, требующее длительного лечения, или признание ребёнка инвалидом не лишают его гарантированного законодательством Российской Федерации права на получение общего образования, которое должно быть реализовано в доступной для обучающегося форме – в том числе, путём надомного обучения детей, по состоянию здоровья не имеющих возможности посещать образовательные организации.
Приказом министра образования Московской области от 31.08.2017 № 2581 утверждён новый Порядок регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Московской области, подведомственной Министерству образования Московской области, муниципальной образовательной организации в Московской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому, введённый в действие с начала 2017/2018 учебного года.
После получения медицинского заключения о наличии у ребёнка заболевания, включённого в перечень, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н, по письменному заявлению законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) несовершеннолетнего об организации обучения на дому руководитель государственной или муниципальной образовательной организации издаёт приказ о предоставлении образовательных услуг обучающемуся данной категории в части организации обучения по основным общеобразовательным программам и заключает с законными представителями договор об организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинской организации, на лечении в которой находится несовершеннолетний.
Обучение по основным общеобразовательным программам на дому (в медицинской организации) осуществляется в соответствии с составленными образовательной организацией индивидуальным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, обеспечивающими освоение обучающимся основной общеобразовательной программы, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Объём учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого обучающегося индивидуально.
Образовательная организация обеспечивает обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с учётом рекомендаций медицинской организации или психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида и письменного согласия законных представителей обучающегося предоставляет ему в бесплатное пользование учебники, учебные пособия и иную учебную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательной организации, осуществляет кадровое обеспечение образовательной деятельности, оказывает обучающемуся психолого-педагогическую и социальную помощь, обеспечивает психолого-педагогическое консультирование его законных представителей, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося, выдаёт документ об образовании после успешного прохождении обучающимся государственной итоговой аттестации.
В целях социальной адаптации обучающего на дому по заявлению родителей (законных представителей) при отсутствии медицинских противопоказаний организуется его участие во внеурочных и внеклассных мероприятиях образовательной организации.
Родители (законные представители) создают необходимые условия для организации образовательного процесса, включая организацию рабочего места обучающегося в соответствии с расписанием учебных занятий, наличие необходимых канцелярских принадлежностей в количестве, соответствующем его возрасту и потребностям, обеспечивают выполнение обучающимся домашних заданий в рамках реализуемой основной общеобразовательной программы, своевременно информируют образовательную организацию об изменении состояния здоровья обучающегося и предоставляют необходимые документы.
Договор о надомном обучении может быть расторгнут (изменён) в случаях: получения заключения медицинской организации об изменении состояния здоровья обучающегося; перевода обучающегося в другую образовательную организацию; завершения обучения и отчисления обучающегося из образовательной организации; прекращения деятельности образовательной организации; аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности; лишения образовательной организации государственной аккредитации.
В случае прекращения деятельности образовательной организации, аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока ее действия учредитель образовательной организации обеспечивает перевод несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровней и направленности.