Алена Сабатарова, генеральный директор ЗАО «Мособлхлеб», председатель правления Союза производителей хлеба Московской области: Большинство хлебопекарных предприятий работает на оборудовании старше 15 – 20 лет

Доступный хлеб является одним из важнейших условий социальной стабильности. Однако в период рыночных трансформаций отсутствие последовательной и научно обоснованной государственной политики в отрасли хлебопечения негативно отразилось на состоянии ее материально-технической и финансовой базы. Исправить ситуацию позволит поддержка предприятий хлебопекарной отрасли в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. Как можно охарактеризовать нынешний этап развития хлебопекарной промышленности? Что необходимо предпринять, чтобы сократить риски острой конкурентной борьбы в хлебопечении? И вообще, какой хлеб мы сегодня едим? На эти и другие вопросы корреспонденту «Подмосковья» Ларисе Александровской ответила генеральный директор ЗАО «Мособлхлеб», председатель правления Союза производителей хлеба Московской области Алена  Сабатарова.

– Как колебания зернового рынка затрагивают хлебопекарную отрасль?
– Хотя между производителями хлеба и производителями зерна стоит промежуточное звено в лице мукомольных предприятий, с которыми хлебопеки и выстраивают непосредственные партнерские отношения, колебания зернового рынка, тем не менее, затрагивают хлебопекарную отрасль в первую очередь. Рынки зерна, муки и хлебобулочных изделий очень тесно связаны, и малейший сбой на одном из них может на другом вызвать настоящий кризис.
Сегодня ситуация на рынке хлебопекарной продукции довольно непростая.
В значительной степени нарастание проблем, которых всегда хватало, спровоцировано повсеместным изменением качества зерна и повышением на него закупочных цен. Это соответствующим образом отразилось и на муке, которая является основным сырьем для производства хлеба. Однако, несмотря на трудности, хлебопекарная промышленность Московской области на протяжении многих лет занимает второе место в России по объемам производства хлеба в натуральных показателях. По данным Управления Роспотребнадзора по Московской области, на территории региона работают 200 предприятий хлебопечения, в том числе 33 промышленных предприятия и 167 пекарен малой мощности. В Москве, для сравнения, действуют 23 хлебозавода.
Доля подмосковных промышленных предприятий в общем объеме производства хлеба занимает 98%. В прошлом году объем производства хлеба у нас составил 376 тысяч тонн. В отрасли занято 12 тысяч работников. Я называю эти цифры не случайно – они характеризуют отрасль как единственный сегмент экономики региона, обеспечивающий потребности населения в главных социально значимых продуктах питания: в хлебе и хлебобулочных изделиях. Поэтому проблемы хлебопекарных предприятий, которые возникают по объективным причинам, не должны быть предметом кулуарных обсуждений – о них нужно говорить на всех уровнях. К счастью, союз производителей хлеба Московской области не одинок в своих устремлениях изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону – нас поддерживает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Достаточно сказать, что мероприятия по поддержке хлебопекарной промышленности, предусмотренные Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, позволят в отрасли субсидировать инвестиционные кредиты сроком от двух до восьми лет в объеме 2/3 ставки рефинансирования из федерального бюджета и 1/3 ставки – из бюджета Московской области. Это – большое подспорье для хлебопекарных предприятий, которые сегодня испытывают немалые финансовые трудности из-за нехватки оборотных средств и в связи с резким повышением цен на основное сырье – муку.
– Вы могли бы назвать конкретные цифры, ведь цена на хлеб в розничной торговле в целом остается неизменной?
– Вот в этом и кроется главная проблема – торговые сети устанавливают свои цены на хлеб, которые ниже себестоимости производства хлеба на многих хлебопекарных предприятиях. Судите сами. Из-за роста цен на зерно пшеницы мука высшего сорта подорожала за прошлый год на 78%: с 9,5 тысячи рублей за тонну до 17 тысяч рублей. Мука первого сорта поднялась в цене на 92%: с 8,3 тысячи рублей за тонну до 16 тысяч рублей. Стоимость ржаной муки также взлетела вверх на 40%: с 8,2 тысячи рублей за тонну до 11,5 тысячи рублей за тонну. В январе и феврале нынешнего года продолжался рост цен на основное сырье, и закупка его обошлась предприятиям еще на 10% дороже. Лишь сейчас ситуация чуть-чуть стабилизировалась, и даже наметилось некоторое снижение цен. Но потребители этих стрессов хлебопеков не почувствовали. Если где-то цены на хлеб и были увеличены торговыми предприятиями, то самое большее на один рубль. Ведь хлеб, повторяю, это – социально значимый продукт. Есть хлеб на столе – считай, есть все. Однако при такой важнейшей общественной роли отрасли именно ее предприятия становятся заложниками рыночных пертурбаций.
– Насколько велика степень экономического прессинга на хлебопекарные предприятия Подмосковья?
– Я далека от мысли драматизировать ситуацию. У нас есть в области хлебозаводы, которые на протяжении многих лет являются лидерами отрасли: «Серпуховхлеб», «Щелково­хлеб», «Калининградхлеб». Например, на предприятии «Калининградхлеб» в прошлом году был достигнут уровень рентабельности производства в 12% – прекрасный показатель. «Щелковохлеб» постоянно удивляет нас и ассортиментом выпекаемой продукции, и ее качеством, и рынками сбыта, которые постоянно у него расширяются. В 2011 году по всем подмосковным хлебопекарным предприятиям была получена прибыль 564 миллиона рублей. Из них 325 миллионов – прибыль «Щелковохлеба».
Однако успехи отдельных «игроков» отнюдь не обеспечивают баланс рынка хлебопечения в Московской области. Тех, кто находится в кризисной ситуации, определенно больше. Красногорский, Талдомский, Волоколамский, Зарайский, Раменский, Ступинский, Можайский, Егорьевский хлебозаводы сегодня испытывают настоящий финансовый голод.
– Когда нет денег, это, конечно, плохо. Но как объяснить, что при равных объективных условиях, связанных с удорожанием сырья, монопольной ценой конечной продукции, определяемой торговыми сетями, убытками из-за возврата хлеба, одни чувствуют себя устойчиво, а другие, мягко говоря, некомфортно? Может быть, дело в качестве менеджмента?
– Не спорю, сильный менеджмент характеризует успешные предприятия. К примеру, директор ЗАО «Калининградхлеб» Татьяна Нарцисова постепенно и очень грамотно расширяла рынок сбыта своей мелкоштучной продукции. Сначала направила в Тверь один лоток с выпечкой – что называется, на пробу. Потом – два лотка, а теперь туда доставляют хлебопекарную продукцию предприятия аж на двух машинах – и только давай. Причем упор был сделан не на стандартные батон и формовой ржано-пшеничный хлеб, а именно на мелкоштучные изделия. Результат налицо.
Но и на других предприятиях, которые оказались в сложной ситуации, работают отличные профессионалы. Их беда лишь в том, что материально-техническая база подмосковных хлебозаводов далеко не везде позволяет быстро и с наименьшими затратами переориентировать производство на выпуск дополнительного и востребованного ассортимента хлебопекарной продукции. Решение проблемы технической и технологической оснащенности хлебопечения выходит за рамки одного региона. Известно, что в России большинство хлебопекарных предприятий работает на оборудовании, возраст которого превышает 15 - 20 лет. Подмосковные хлебозаводы в лучшем случае в состоянии приобретать какое-то сложное оборудование не чаще одного раза в два-три года, так как цены на него шестизначные.
– Чтобы завоевать рынок в условиях жесточайшей конкуренции, чем, собственно, и отличается рынок хлебопечения, предприятию надо очень трепетно относиться к качеству своей продукции. Предпринимаются ли какие-либо шаги в этом направлении?
– В пищевой отрасли само понятие «качество» имеет особый смысл. Основное содержание качества выпускаемой хлебопекарной продукции связано, в первую очередь, с ее безопасностью для здоровья человека. Решением комиссии Таможенного союза утвержден новый Технический регламент «О безопасности пищевой продукции», вступающий в силу 13 июля 2013 года. От этой комиссии мы получили разъяснения по ряду вопросов. Они касаются необходимости обязательной регистрации хлебопекарных предприятий, процедуры установления сроков годности продукции и внедрения системы безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП.
ХАССП для России – сравнительно новый стандарт высокого качества и безопасности пищевой, в том числе и хлебопекарной, продукции. Это система, которая является в настоящее время основной моделью управления и регулирования качества пищевой продукции, главным инструментом обеспечения ее безопасности. ХАССП первоначально разрабатывается с целью предупреждения рисков для безопасности пищевой продукции при помощи системного исследования каждого этапа производственного процесса, начиная с сырья и заканчивая потребителем. Иными словами, ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах выпуска продуктов, в любой точке их производства, хранения и реализации. Несмотря на то, что внедрение международной системы ХАССП – пока дело добровольное, но мы настоятельно рекомендовали всем руководителям хлебопекарной отрасли взять ее за основу управления качеством продукции. Я уверена, что эта система, которая действует в мире уже не одно десятилетие, поможет нашим предприятиям максимально оптимизировать производственный процесс.
 

 
По теме
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
ПЕВЕЦ МАЛОЙ РОДИНЫ - Газета Видновские Вести Любители поэзии хорошо знают, что певец природы Подмосковья Евгений Зубов, которого часто называют Есениным Видновского края, родился 26 марта 1942 года, жил в дер.
Газета Видновские Вести
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска