Максим Никулин: "Мы сохраняем верность традициям"

Московский цирк Никулина, или Старый цирк на Цветном, отмечает 130-летний юбилей. Основанный известным гимнастом и наездником Альбертом Саламонским в конце XIX века, прошедший через революции, войны и даже перестройку, цирк и сегодня не перестает радовать и удивлять публику. К юбилею цирк подготовил программу "Уже 130!", которая была на "ура" встречена московской публикой. После того как отгремели торжественные речи на юбилее, корреспондент "Москвички" побеседовал с директором и художественным руководителем цирка Максимом Никулиным.

- Максим Юрьевич, расскажите о программе "Уже 130!". В чем ее идея и концепция?

- Я не буду подробно рассказывать об этой программе, потому что, когда человек заранее готов к тому, что увидит, у него совершенно другое восприятие. Цирковые номера даже при трансляции по телевизору теряют очень многое, и уж тем более пересказать представление невозможно - его надо смотреть...

Единственное, что можно сказать - это первый за долгие годы проект, в котором, кроме артистов Цирка Никулина, участвуют наши коллеги из Росгосцирка, Большого цирка с Проспекта Вернадского. Это, по сути, юбилей всего московского цирка, поэтому не пригласить наших московских друзей мы просто не имели права.

Конечно, отбирали только самое лучшее. И, как мне кажется, программа получилась интересной и яркой. В ней есть уникальные номера. Например, Диана Ведяшкина со своими собаками просто поражают, ничего подобного никогда раньше не видел. Есть очень необычный номер со смешанной группой дрессированных хищников. У этого выступления интересная концепция и режиссура, оно выстроено как история со своим сюжетом, занимает все второе отделение, включает самые разнообразные цирковые жанры.

- Очевидно, юбилейная программа должна быть в чем-то особенной. На ваш взгляд, что ее делает таковой?

- Мы не стремились сделать какую-то выдающуюся программу. Следовали нашему обычному принципу: подбирали номера прекрасного качества, с хорошими костюмами, авторской музыкой. Какого-то специального юбилейного шоу не будет. Может быть, устроим один закрытый спектакль, позовем друзей, тогда, наверное, что-нибудь особенное и придумаем...

Да и не очень ко времени проводить сейчас пышные праздники, когда большинству, в том числе и нам, не так легко живется. Я не говорю о том, что нет денег, но тратить их на помпезность и "понты" считаю просто не правильным.

- Со времен Альберта Саламонского прошло много времени, конечно, цирк очень изменился. И все же, что вам ближе - цирк традиционный или новаторский?

- Я не ретроград, не консерватор, не являюсь противником экспериментов и поиска - наоборот, считаю, что новации нужны, но всему свое место. Есть экспериментальные цирковые труппы, есть режиссеры, которые работают в новаторской манере. Это любопытно, но, как говорится, не для всех - скорее, для избранных. Недаром на Западе много разных цирков, и у каждого свой зритель. Есть свой зритель у Ронкалли - это цирк классический, антикварный, есть Флик Фляк – это авангардный молодежный цирк. Есть свои поклонники и у французского cirque contemporain. Но все-таки большая часть зрителей тяготеет к классике. В цирке, так же как и жизни, людям хочется стабильности, они рассчитывают увидеть то, что им нравилось в детстве.

Время и место для новаций найдутся всегда, просто одно не должно подменять другое. Поэтому, когда мы выбирали направление, то решили следовать классике, развиваясь в сторону театрализации цирка. С авторской музыкой, авторскими костюмами, с качественной режиссурой, современным светом и звуком, лазерными и видео инсталляциями. Это классический, старый московский цирк, к которому большинство зрителей привыкло. Мы хотим, чтобы им было уютно и комфортно, и они знали, что не будут разочарованы в своих ожиданиях. А если зрителя оглушить какой-то экспериментальной новацией, то она может понравиться, а может и оттолкнуть... Мне, кстати, очень нравится английская поговорка: по-настоящему элегантный человек всегда должен хотя бы на сезон отставать от моды. Она проходит и уходит, а классика остается.

- Наверное, цирк приносит вам неплохие доходы. Вы ощущаете себя богатым человеком?

- Скорее, обеспеченным. Все это, конечно, относительно, и я себя причисляю к среднему классу. У меня есть все, что нужно, а в том, чего нет, я, скорее всего, и не нуждаюсь. Скорее всего, я бы мог позволить себе, подкопив денег, купить небольшой самолет. Но непонятно, что буду с ним делать... Одно время я хотел купить яхту. Но не так давно один мой приятель купил яхту, и вот она стоит на водохранилище, а он добирается до нее от силы два раза в год. Трезво оценив ситуацию, я понял, что и яхта мне не очень нужна. А так - автомобиль, жилье, возможность пару раз в год съездить отдохнуть на солнышке или покататься на лыжах у меня есть.

- Многие мужья хотят, чтобы их жены сидели дома и варили суп. А ваша супруга Мария Никулина возглавляет крупное турагентство. И это при том, что ваши доходы, казалось бы, могут прекрасно обеспечить семью.

- Те мужчины, которые хотят, чтобы их жены сидели дома и чистили картошку, как мне кажется, ограничены в своем развитии. Я считаю, что, чем интереснее женщина, тем выгоднее мужчине. Это его поднимает в собственных глазах. Недаром говорят, что о мужчине можно судить по той женщине, которая рядом с ним.

Я не верю в конфликты личностей, когда супруги расходятся, потому что являются самодостаточными людьми и утверждают, что не могут сосуществовать вместе. Такие проблемы возникают либо от глупости, либо от ревности. Мы с Машей многого достигли в жизни, и у нас большие перспективы, причем не в смысле карьерного роста или денег, а в развитии и самосовершенствовании. Мне интересно наблюдать за тем, как Маша расширяет свой бизнес, а ей - за тем, как я руковожу цирком.

- Вы женаты уже в третий раз, это, наверное, говорит о непостоянстве вашего характера…

- Просто тогда не повезло. Кому-то везет сразу же, кому-то с четвертого раза, кому-то не везет вообще. Брак, как любой проект, может получиться, а может и нет. На Западе так популярен брачный контракт, поскольку там относятся к замужеству или женитьбе как к деловому проекту, и все должно быть просчитано и учтено. И это вполне логично. Люди же все разные. Отцу повезло с первого раза, а у меня сразу же не получилось, но никакой трагедии я из этого не делаю.

- Интересно, а с кем вы дружите, кто бывает у вас дома в гостях?

- Мы не участвуем в тусовке, не ходим по ночным клубам и со звездами не общаемся. Не в укор им будет сказано, но многие звезды, с которыми довелось пообщаться, показались мне совершенно не интересными. Мои самые близкие друзья – однокурсники по журфаку МГУ. Мы более тридцати лет с ними встречаемся, и нам до сих пор очень интересно друг с другом...

Я вспоминаю отца, у него было очень мало друзей. И это, наверное, правильно, потому что друзей много не бывает. Товарищей, приятелей - хоть отбавляй, а друзей - нет, и все они были не из цирка и не из кино.

- Ваш отец, великий артист и клоун Юрий Никулин, даже когда играл серьезные роли, не терял образа "грустного клоуна". Он таким же был и дома?

- У отца это клоунство было врожденным. Он никогда не менял стиля поведения, говорил одним языком и с министром, и с коллегой, и с дворником. Эта искренность чувствовалась и подкупала людей.

Помню, отец принимал участие в юбилейной передаче "Спокойной ночи, малыши!". Кукловоды залезли под отцовский стол, а Хрюша со Степашкой как будто пришли в гости к директору цирка. Когда съемки закончились, актриса, изображавшая Хрюшу, говорит: "Юрий Владимирович, вы же с куклами, как с людьми, разговаривали!" Он только удивленно пожал плечами... Меня он никогда не наказывал и не поучал, а воспитывал так, что я этого даже не замечал.

- Интересно, какая в вашем доме царила атмосфера? Часто ли у родителей бывали гости?

- Дело в том, что из-за постоянных гастролей и киносъемок родители в Москве бывали не так часто, поэтому большую часть своего детства я прожил с бабушкой по маминой линии – Марией Петровной Ростовцевой. Но зато, когда мама с папой приезжали в Москву, начинался праздник, и дома у нас постоянно собирались очень яркие личности. К нам приходили Рубанский, Евтушенко, Баталов и многие другие. Хорошо помню, как однажды ночью домой пришли сильно выпившие отец, Евтушенко и еще один их приятель. Шум подняли страшный. Оказалось, в тот вечер "Правда" впервые опубликовала стихи Евтушенко - это означало, что страна, наконец, признала его поэтом... Вот такие посиделки случались в нашей коммуналке. Потом мы переехали в дом на Большой Бронной, который строился для творческой интеллигенции. Соседи были прекрасные - Плучек, Рихтер, занимавший сразу две квартиры... В одной из них, кстати, была специальная звукоизоляция, чтоб не мешать соседям, когда он репетировал.

- Помню, как вы когда-то сказали, что для вас отец до сих пор жив...

- Да, и сегодня я повторю то же самое. И сейчас я с ним постоянно советуюсь. Зная его хорошо, могу представить, что бы ему понравилось, а что - нет. Причем такое ощущение не только у меня, но и у многих близких и знакомых. В цирке мы за него пьем, чокаясь. Как будто бы он куда-то вышел и скоро вернется...

- Ваша мама – Татьяна Николаевна Никулина – уже больше десяти лет работает в цирке консультантом по творческим вопросам...

- У мамы очень большой авторитет, к ней приходят советоваться как молодые, так и опытные артисты. Она прекрасно разбирается во всех жанрах, а в области клоунады мама настоящий эксперт. Участвует во всех совещаниях, обсуждениях проектов, ее слова и оценки имеют очень большое значение. Поэтому ее должность – это не синекура, которую я придумал маме как директор, она занимается реальной и полезной цирку работой.

- С одной стороны, Татьяна Николаевна, ваша мама, с другой- ваш подчиненный. Не возникают ли в связи с этим какие-то проблемы?

- Вы знаете, у нас в цирке нет таких серьезных отношений - руководитель и подчиненные. Мы тут все, скорее, друзья, коллеги и общаемся очень демократично... Хотя она иногда как будто забывает, что я директор цирка. Может зайти в мой кабинет, когда я веду какие-нибудь важные переговоры, и сказать: ну все, хватит ерундой заниматься, поехали домой. Но ничего, я треплю...

- В цирк она ходит с удовольствием?

- Конечно, ведь цирк - это, практически, вся ее жизнь. К тому же здесь у нее есть ощущение собственной востребованности и значимости, что достаточно важно для пожилого человека. Ей здесь интересно.

- Она продолжает вас воспитывать?

- Думаю, это уже бесполезное занятие - пытаться меня воспитывать. Но, как любая мама, такое желание у нее нет-нет, да и возникает. Так что различные замечания она мне делать не перестает.

- У вас двое сыновей - Юрий и Максим - с разницей в два года. Вам их трудно воспитывать?

- Они уже довольно взрослые - 23 и 21, так что сейчас с детьми проще. А раньше они часто не слушались, все время дрались. А что касается воспитания, то я не очень понимаю, что это такое. Самое главное – общая атмосфера, в которой человек растет. Если это доброта и порядочность в отношениях друг к другу, то никаких дополнительных "упражнений" уже не требуется.

- Ваш цирк славится семейными традициями. В прошлом году на работу в цирк вышел старший сын - Юрий. Чем он занимается?

- Юра закончил продюсерское отделение Школы-студии МХАТ, и я взял его на работу менеджером по спецпроектам. У нас появилась реальная потребность в сотруднике, который будет курировать выезды артистов за рубеж на корпоративные мероприятия. Когда нужно отправлять на гастроли целый коллектив, этим занимаются в зарубежном отделе, а Юра координирует небольшие группы, по 5-6 человек. Не могу сказать, что такие выступления приносят большие деньги, но они распространяют нашу марку по всему миру и важны с имиджевой точки зрения.

- Можно ли сказать, что своего сына вы видите в роли преемника?

- Нет, это не мне решать, и я не хочу никого специально для этого готовить. Если он сам найдет в себе силы и увидит, что способен на это, я ему помогу. Сейчас я работаю с ним, как с любым другим сотрудником, он приходит ко мне с разными вопросами, бумагами.

Я считаю, что мои сыновья должны сами себя сделать, как я себя сделал когда-то в журналистике (до прихода в цирк Максим Никулин работал на радио и телевидении – А.С.). Так сложилось, что я оказался в цирке. В какой-то момент отец попросил помочь в административных вопросах, а у меня как раз образовался вакуум в работе на телевидении. Сначала я пришел только чтобы помочь, но вскоре мне самому стало интересно, захотелось попробовать себя в новом деле. Когда отец умер, коллектив выбрал меня генеральным директором. А как будет у Юры, я не знаю...

Младшему еще два года учиться на том же отделении Школы-студии МХАТ. Он уже работает арт-менеджером в одном из ночных клубов, подбирает артистов, собирает программы под корпоративы. С цирковыми тоже работает. В общем, сыновья учатся на управленцев, пускай разбираются, чего хотят и к чему стремятся, а там посмотрим.

- Хорошо известно, что вы собираете игрушечных такс, и дома у вас уже внушительная коллекция. А как возникло это увлечение?

- Можно сказать, что независимо от моего желания. Несколько лет назад кто-то пустил слух, что я коллекционирую такс. И все сразу же обрадовались, потому что больше не надо было ломать голову над вопросом, что дарить Максиму Никулину. И началось: таксы посыпались на меня в неимоверном количестве, так что теперь очень часто я просто не знаю, куда мне их девать, потому что подаренные таксы повторяются по третьему или четвертому разу. Недавно узнал, что вице-президент компании Майкрософт коллекционирует такс, и теперь думаю, а не списаться ли с ним...

- Как-то вы сказали, что бывают собаки, а бывают таксы.

- Да, таксы для меня однозначно больше, чем просто собаки. И так думаю не я один, у меня есть партнер в Германии, увлекающейся охотой, так он говорит: "У меня дома живут четыре собаки и две таксы". Я с ним согласен, ведь у меня было много разных собак, и могу сказать совершенно определенно: такса из всех пород ближе остальных к человеку по своему характеру.

- Вообще-то изначально таксы - охотники на лис...

- Охотничий инстинкт Тэкса (так зовут собаку, живущую в доме Никулиных – А.С.) проявляется в том, что, когда он спит, зарывается под одеяло как в нору, и оттуда у него либо хвост торчит, либо мордочка. В цирке Тэкс на слонов кидается, а на улице, чем крупнее собака идет нам навстречу, тем яростнее он на нее лает.

Беседовал Александр Славуцкий, фото автора

 
По теме
Заканчивается второй месяц нового 2024 года, и члены Совета ветеранов Большой Волги (большинство - ветераны завода «Тензор») за это в общем-то короткое время 19 февраля передали уже вторую сплетенную ими в этом году маск
Ветерану труда Виктору Кондратьевичу Самборскому исполнилось 95 лет.  Руководитель муниципалитета, секретарь местного отделения «Единой России» Сергей Мужальских поздравил именинника, вручил герою и его супруге цветы,
В рамках национальной акции «студенческий десант», представители Министерство внутренних дел России «Люберецкое» совместно с членами Совета ветеранов провели день открытых дверей для школьников.
Губернатор Андрей Воробьев в своем интервью в прямом эфире телеканала «Россия 24» рассказал, что уже завтра в микрорайоне Климовск подмосковного Подольска приступят к тестированию запуска тепла в 12 образовательных учреждениях.
Ружанам - о месячнике - Рузский городской округ 25 марта в Московской области стартовал месячник «Белая ромашка». В течение месяца можно получить консультацию врача-фтизиатра в 301-м кабинете поликлиники в Рузе с 8.00 до 13.00 часов без предварительной записи.
Рузский городской округ
Тучковцы будут мастерить солнце - Рузский городской округ 30 марта в Тучковском центре культуры и искусств Рузского городского округа состоится мастер-класс "Солнце".
Рузский городской округ