Несостоявшееся пари



Часть вторая
Начало в «КП» от 24 января
Говорят, что успешный главный конструктор и руководитель состоится тогда, когда он создаст свою команду специалистов, единомышленников. Но этот коллектив ещё надо чем-то увлечь, «зажечь» его. Это сейчас говорят, что для этого нужно повысит зарплату, создать систему материального стимулирования. Мы же считали, что надо просто делать лучше (теперь это называют конкуренцией). Да и главные конструкторы были с нами, исполнителями, заодно.
У нас сложилась традиция, которую поддерживали и Люльев, и другие конструкторы. Первое время на полигоне в Эмбе не было зданий, и столовая располагалась в палатке. А летом мы около неё соорудили большой стол из досок, за ним и сидели во время приёма пищи. Вспоминаю, как после удачного пуска Лев Вениаминович разрешил нам съездить на станцию Эмба и купить пива в вагоне-ресторане проходящего поезда. Кто-то отправился на речку и наловил несколько вёдер раков. И вот за этим столом, на свежем воздухе, собралась вся наша команда. Выставили бутылки с пивом (несмотря на то что на полигоне действовал сухой закон), сварили в огромной кастрюле раков и начали праздновать. Достали гитару, стали петь песни. Лев Вениаминович почитал нам стихи, не помню, свои или чьи-то. Но мы прониклись к нему ещё большим уважением.
Вот так мы отрабатывали наше изделие. Последние испытания проводили
глубокой осенью. Иногда ночью выйдешь на улицу — лёгкий морозец, а небо всё в звёздах, да таких ярких, что кажется, как будто тени падают от их света!
Однако пора возвращаться домой, нужно дорабатывать изделие. Весной предстояли испытания всего боевого комплекса с участием радиолокационных систем наведения и управления.
На заводе проходила приёмка автопилотов для первой партии ракет 3М8. И вдруг меня вызывают к начальству. В кабинете главного конструктора Михаила Петровича Хорикова шёл разбор «полётов». С полигона, от Люльева, пришла ВЧ-грамма: наш автопилот вышел из строя, отказывают гироскопы. Срочно вылетаю на Эмбу, разбираюсь там с телеметрией. Схема работы гироскопов автопилота такова. Перед стартом гироскопы запускаются от генератора на стартовой установке. После старта в процессе разгона ракеты включается бортовой генератор, спаренный с турбонасосным агрегатом двигателя, и дальше на активном участке полёта гироскопы и вся электрическая система питаются от бортового генератора. И на стартовой установке и на борту система электропитания трёхфазная — 3х115 вольт, 400 герц. У меня было совсем мало времени на анализ телеметрии и исследования, ведь пуски никто не отменял. Пока я разбирался, прошёл второй пуск — и повторилось то же самое. На старте наши гироскопы разгонялись, а потом через несколько секунд полёта теряли обороты, и ракета падала. Люльев метал громы и молнии, требовал, чтобы
приехали наши конструкторы во главе с Хориковым.
И тут я вспомнил, что когда мы формировали цех и подключали асинхронные двигатели на станках, то обязательно проверяли фазировку в трёхфазной сети питания. Использовали обычный простенький фазометр: лёгкий диск вращался в ту или другую сторону в зависимости от порядка подключения фаз. Нельзя ли применить этот прибор в наших условиях? Но он обычно предназначался для частоты 50 герц, а будет ли работать на частоте 400 герц? И где достать такой прибор в поле? Позвонили на железнодорожную станцию Эмба, там была ремонтная мастерская. Оказалось, что у них как раз есть такой прибор. Привезли его нам. А у нас в мастерской находился испытательный стенд, на котором мы выполняли входной контроль автопилотов перед постановкой их на борт ракеты. На этом стенде я включил прибор, думаю, сейчас сгорит! Нет, заработал, и ротор прибора закрутился. Теперь можно было проверить, будет ли он работать на пусковой установке. Включили питание пусковой установки и прямо на отрывном разъёме включаем прибор. Тоже работает. А вот теперь надо проверить правильность расположения фаз (фазировку). Если она совпадёт и на пусковой установке и на
борту ракеты, значит, всё в порядке. Но на борту ракеты установлен генератор разового действия, то есть он работает только во время полёта! Снова включаем генератор пусковой установки, смотрим — диск вращается влево. Опять включаем прибор на стенде, я даже закрыл глаза. Смотрю и не верю! Диск прибора вращается в другую сторону! Получается, что фазировка на пусковой установке и в бортовой сети не совпадает, то есть гироскопы сначала разгоняются, а затем, когда система переходит на бортовое питание, они тормозятся и затем начинают вращаться в другую сторону! Та же картина наблюдалась по данным телеметрии: именно в этот момент ракета теряла устойчивость и разрушалась.
Я пошёл в штаб, заказал разговор с нашим заводом. Доложил Михаилу Петровичу Хорикову об этом и попросил срочно проверить фазировку на всех стендах — в цехе, в ОТК, у нас в лаборатории и если можно, то и на «восьмёрке». Поехал на испытательную площадку и жду. Так было неуютно, что ничего не мог делать. Ушёл в степь, чтобы никого не видеть и не слышать. Прошло несколько часов, и уже к вечеру меня вызвали к ВЧ-теле-фону. Сначала говорил Хориков, а затем начальник нашего сборочного цеха поведал, что на всех стендах фазиров-ка одинаковая и направление вращения — вправо, то есть как здесь на стенде. Но не может быть, чтобы на всех стендах была неправильная фази-ровка! Прошу у Хорикова разрешение сообщить об этом Люльеву и просить поменять расположение фаз на пусковой установке. Хориков отвечает, что лучше он сам сейчас с Люльевым пере-
говорит, а если нужно, я потом дам пояснения. Так и решили.
Поздно вечером Лев Вениаминович собрал у себя в домике всю свою команду, пригласили и меня. И снова разбор «полётов». Электрики пусковой установки утверждали, что у них всё в порядке. Те, кто отвечал за электрику борта ракеты, тоже били себя в грудь и уверяли, что и у них всё правильно. Потом дали слово мне. Я достал запись телеметрии предыдущих запусков и начал рассказывать, как происходило дело в действительности. Все молчали, ждали, что скажет Лев Вениаминович. И он молчал, думал. Тут я не выдержал и предложил перепаять схему на генераторе пусковой установки, чтобы проверить, куда будет вращаться фозометр. И если он будет вращаться везде одинаково, то произвести пуск ракеты. Но в итоге мы так ничего и не решили, разошлись по палаткам спать. Утром опять общий сбор, те же разговоры. Наконец Люльев даёт команду перепаять клеммы на генераторе. Все собрались около пусковой установки, как на выставку, но военные нас разогнали. Остались только Люльев, электрики пусковой установки и я. Перепаяли, запустили генератор. Я тут же на его клеммах проверил, куда вра-
щается ротор прибора. Ура! Он вращался в ту же сторону, что и у меня на стенде. Но Люльев потребовал, чтобы я это показал ему лично. Пошли в кошару, где был наш стенд, я включил питание, подключил прибор, показал. Совпало!
Опять собрались в домике Люльева. Похоже, что Лев Вениаминович уже поговорил с Хориковым. Вижу, что внутренне он согласился со мной, но в чём-то ещё сомневается, ведь к запуску подготовлена уже третья машина. Если пуск окажется неудачным, будут большие неприятности. Мы поговорили, все начали расходиться. А меня Люльев задержал (как в кино: «А вас, Штирлиц, попрошу остаться!»). Разговор пошёл на отвлечённые темы: где учился, когда начал работать, какая семья и так далее. Но чувствуется, что он всё это знал. Вроде бы проверяет! Наконец, как бы невзначай, он заявил, что на завтра назначает пуск. Но он всё равно не уверен в моей идее и предложил пари, что пуск будет такой же, как и предыдущие два. На кону — бутылка армянского коньяка! Что делать, я один, без начальства, соглашаюсь. На том и разошлись. Я отправился к себе в кошару, попутно забежал к телеметрис-там и попросил все бортовые записи двух последних пусков. Изучал их допоздна, здорово устал. Не помню, как я спал в ту ночь.
Утром все собрались на старте. Команда «Пуск» — и ракета пошла. Смотрю на секундную стрелку часов, на предыдущих пусках в это время машина начинала «клевать носом». Но вот загудел основной двигатель, и ракета
спокойно пошла вверх. Вот только теперь мне стало страшно. Что там бутылка коньяка! По сравнению с ракетой это мелочь. Ведь если бы всё повторилось опять, вся вина за неудачный пуск легла бы на меня! Я тихонько вышел из бункера и пошёл к телемет-ристам. Проявили плёнку с записью телеметрии полёта, смотрю — всё в порядке. Система сработала, как и положено: после отрыва ракеты от стартовой установки гироскопы вышли на штатный режим и всю траекторию работали нормально, обеспечивая стабилизацию ракеты.
Вечером Лев Вениаминович собрал всех в своем домике, поздравил с успешным пуском. А на следующий день я забрал телеметрические записи и уехал в Свердловск. Конечно, о выигранном пари я никогда и нигде не заикался. Как-то неудобно было, всё же главный конструктор!
…Разглядывая фотографию в «Российской газете», поймал себя на мысли: наверное, не плохо мы ту ракету сделали, если даже спустя полвека она ещё работает. Действительно, до сих пор в мире не было создано ни одной подобной ракеты! Ну, а по поводу того пари думаю, что, видимо, Лев Вениаминович просто испытывал меня.
Так почему же первоначально расположение фаз на бортовом генераторе и генераторе пусковой установки оказалось разным? Версия такая. Пусковая установка зимовала на полигоне. Местным мышкам очень понравилась хлорвиниловая изоляция электропроводов установки. И за зиму грызуны оголили (до медных жил) некоторые кабели. Когда весной электрики готовили пусковую установку и увидели, что некоторые кабели «голые» и могут замыкать, то заменили их новыми, привезёнными с завода. Вот тут, наверное, и произошла ошибка. Но это уже мои домыслы.
Потомки не забыли Льва Люльева. В Киеве, на проспекте Перемоги (Победы), установлен его бюст, а на здании Киевского политехнического института — памятная доска в его честь. В Екатеринбурге, на доме, где жил Лев Вениаминович, и на здании ОКБ «Новатор» также смонтированы памятные доски, а на его могиле воздвигнут красивый памятник. Жаль, что в нашем городе нет ничего в память об этом человеке!
Владимир МАЛЫХ,
лауреат литературной премии
имени С.Н. Дурылина
Фото из архива автора


 
По теме
Фото: пресс-служба губернатора и правительства МО Главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян рассказала, что должна была находиться в «Крокус Сити Холле» в момент теракта.
Многофункциональный центр городского округа Кашира информирует жителей - Администрация г.о. Кашира Уважаемые жители городского округа Кашира! МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа Кашира информирует о закрытии с 1 апреля 2024 года: ЦМФЦ Богатищево,
Администрация г.о. Кашира
«Есть результаты»: Лавров – о работе по поручениям Путина после теракта в «Крокусе» - РТВ-Подмосковье Фото: istockphoto / artolympic Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Известия» заявил, что после теракта в «Крокус Сити Холле» активно ведется работа по поручению президента Путина,
РТВ-Подмосковье
Ленинском округе завершается строительство детсада на 325 мест - РТВ-Подмосковье Фото: пресс-служба Минжилполитики МО Детский сад, рассчитанный на 325 воспитанников, возводят на территории жилого комплекса «Южная Битца» в Ленинском городском округе, в настоящее время объект почти готов к сдаче,
РТВ-Подмосковье
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа На очередном заседании православного клуба «Беседа», которое состоялось 28 марта, обсудили одну из учительных книг Ветхого Завета – «Книга Иова».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа