В марте месяце Общественная палата Щёлковского района со страниц газеты «Время» уже обращалась к вопросу о способности активных граждан выступить непредвзятыми оценщиками эффективности местной власти. Что изменилось за прошедшие полгода? Прошло ли испытанием времени стремление общественности быть ответственным контролёром органов местного самоуправления?
22 октября 2015 года Общественная палата Щёлковского муниципального района на своём заседании обсудила опыт своей работы по организации общественного контроля. Вспомнили участники заседания и такие факты, как в сельских и городских поселениях Щёлковского района органы власти любыми способами препятствовали созданию Общественных советов на своих территориях. А, ведь, по замыслу Общественной палаты Щёлковского муниципального района именно Общественные советы в городских и сельских поселениях должны были наделяться полномочиями групп общественного контроля. Потому и сопротивлялись чиновники-руководители и чиновники-депутаты.
Председатель Общественной палаты Щёлковского муниципального района Александр Макаров отметил, что в отсутствие организованных структур общественности в поселениях « Общественная палата провела за летний период проверки своими силами, и эта работа закончилась прокурорскими предписаниями об устранении нарушений законодательства в адрес органов власти, к примеру, городского поселения Загорянский, рассмотрением в Следственном комитете материалов по СНТ «Студенка» (городское поселение Свердловский), сменой руководства МФЦ (городское поселение Щёлково). Но главное, активные граждане в городских и сельских поселениях увидели результаты общественного контроля и необходимость создания Общественных советов в своих поселениях» .
У Общественной палаты Щёлковского муниципального района появилась широкая поддержка общественности в городских и сельских поселениях. Чтобы помочь им в реализации своих гражданских инициатив Общественная палата внесла изменения в Положение «Об Общественном Совете при органах местного самоуправления в городских и сельских поселениях Щёлковского муниципального района». Теперь, все предоставленные органам власти права по участию в формировании на их территориях Общественных советов будут передаваться Совету Общественной палаты в случае, если органы власти попытаются препятствовать самоорганизации активных граждан. Принцип прост: не хотят органы власти участвовать в создании организаций общественности – справимся без них. При поддержке Общественной палаты только за последние три месяца созданы общественные организации председателей Советов многоквартирных домов (Территориальные комитеты и АНО «Щёлковский Управдом»), многодетных семей (МОО ЩМР «Центр защиты многодетных семей и материнства»), по развитию гражданских инициатив (МОРОО «Доброе дело»).
Однако проблема местной власти в городских и сельских поселениях заключается не только в противодействии общественному контролю, но и в сложившемся у чиновников стереотипе мышления – «мы на территории самые главные и никто нам не указ». И не важно им, что в отдельных поселениях нищенские расходы местного бюджета на социальные программы не сопоставимы с барским содержанием чиновничьего аппарата.
А в итоге получается следующее: Губернатор Московской области А.Ю. Воробьёв для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 по оценке эффективности деятельности Администрации Щёлковского муниципального района ставит в интересах населения ежегодные задачи, усиливает их принципами идеологии лидерства, экономическим содействием. Когда же дело доходит до контроля исполнения задач, мы видим неприглядную картину - отрицательные показатели в деятельности органов местного самоуправления отдельных городских и сельских поселений, напрямую не подпадающих под действие названного Указа Президента России, негативно отражаются на показателях Щёлковского муниципального района, на наших с вами правах жить в лучших и достойных условиях.
Общественная палата Щёлковского муниципального района не оставила это без внимания и своим решением утвердила «Рекомендации по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений Щёлковского муниципального района». К слову сказать, в Щёлковском муниципальном районе действует Положение об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений, но перечень его формальных показателей не изменяет характер и направления деятельности, принципы управления чиновников, не ставит приоритетным реализацию общественно значимых интересов.
Оценивая Рекомендации Общественной палаты, присутствующий на её заседании Глава городского поселения Щёлково Александр Шалыгин отметил: «Принятые Рекомендации должны стать настольной книгой руководителя администрации и главы каждого поселения. Они будут знать, по каким критериям им будет предъявлен счёт от населения» . Представитель Администрации Щёлковского муниципального района Антон Вершинин высказал предложение дополнить ежеквартальный отчёт Администрации района об оценке эффективности разделом, где отражалась бы общественная оценка деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Так что же это за критерии, которые должны заставить поселенческих чиновников изменить своё отношение к работе? В конечном счёте, показатели деятельности органов власти считаются для общественности положительными, если:
- имеется динамика наполнения бюджета по сравнению с предыдущим годом, а административные расходы ограничены в росте;
- присутствует 100% исполнения мероприятий социальных муниципальных программ при 100% освоения бюджета и обеспечении исполнения программных показателей;
- имеется динамика ежегодного прироста количества объектов социального назначения - благоустроенных территорий, скверов, парков, а также доступность учреждений культуры, спорта, физической культуры и организация досуга по месту жительства (для молодёжи до 15 лет, для молодёжи от 15 до 25 лет, для граждан пожилого возраста и лиц с ограничениями физических возможностей, для семейного досуга);
- представления органов местного самоуправления согласуются с представлениями населения об общественно значимых проблемах, количество этих проблем имеет тенденцию к снижению.
Оценке также подлежит учёт количества общественников, включенных в состав комиссий органов власти, учтённые органами власти предложения населения по результатам публичных слушаний, соответствие работы Советов депутатов поселений общественно значимым проблемам.
Под особым вниманием Общественной палаты теперь находится соответствие деятельности органов местного самоуправления поселения принципам идеологии лидерства Губернатора Московской области, среди которых главный принцип - «Житель всегда прав!».
Рекомендации Общественной палаты – это и своевременный набор критериев, и методика проведения общественного контроля. Рекомендации помогут группам общественного контроля, общественным Приёмным Общественной палаты и Общественным советам в поселениях организовать активное население на взаимодействие с местной властью. Потому как основной принцип работы Общественной палаты Щёлковского муниципального района был и остаётся – контроль через участие.
Консультант-эксперт Общественной палаты Щёлковского муниципального района
Олег Широков