Олег Горюнов, "Новые Известия"
Двенадцать с половиной лет назад лечащий врач Лены Николаевой говорил то же самое, когда после прививки у тогда еще двухгодовалой девочки поднялась температура, - сначала до 37, потом целых пять дней держалась 39, из уха потек гной, Лена тогда еще говорила... Малышка жаловалась маме на боль в голове и в ухе, плакала. Доктор из поликлиники навещал ее каждый день, но антибиотики не назначил, говорил, что все само собой пройдет. Не прошло. Через месяц здоровый ребенок превратился в инвалида, - слух упал до нуля.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Лена Николаева до 2,5 лет и слышала, и говорила Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Лена Николаева за месяц до роковой прививки Сегодня Лене Николаевой – 15 летВидео Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter
"Судиться с Минздравом мы не стали. Одна из причин заключается в том, что сначала нам перестали выдавать медкарту на руки, а когда мы ее получили, оказалось, что в ней нет страниц, на которых были записи о том, что в ходе болезни нас посещал врач, - их просто вырвали, то есть доказательства врачебной ошибки уничтожили. Я сделала запрос в поликлинику, но мне ответили, что никаких вызовов не зафиксировано", - вот такую историю попадания своей дочери, - Елены Николаевой в школу-интернат № 101 рассказала в интервью "НИ" ее мама - Екатерина.
По словам Екатерины Николаевой - председателя родительского комитета школы для глухих, почти у каждого ребенка из 101-ой - подобные истории потери здоровья.
Но чтобы лучше понять, что происходит с детьми-инвалидами сегодня, нужно на время вернуться в историю, на 157 лет назад.
В 1860 году в Москве И.К. Арнольдом было основано Московское училище глухонемых, преемником которого является ГОУ СКОШ-И №101 I и II вида.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter И.К. Арнольд - основатель Московского училища для глухонемых
С 1900 года училище стало менять названия, но его суть оставалась прежней - обучение неслышащих детей. C 1963 года школа-интернат № 2 стала именоваться школой-интернатом для глухих детей №101.
С 1977 по 2004 год директором школы-интерната № 101 являлся Семен Яковлевич Кривовяз, заслуженный учитель Российской Федерации, имя которого было присвоено школе в 2007 году. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов №101 им. С.Я. Кривовяза была реорганизована 11 июля 2014 года путем присоединения к ГБОУ СОШ № 2077. В 2015 году ГБОУ СОШ №2077 переименована в ГБОУ "Курчатовская школа".
Чему нас учит эта историческая справка? А тому, что еще 157 лет тому назад в царской России понимали, что глухонемым требуется специальное учебное заведение. В советской России директора школы № 101 Кривовяза никто не снимал с должности целых 27 лет. В нынешней России не только имя прославленного учителя стерли из названия школы, но, внимание: за последние 8 лет в школе успели подиректорствовать 7 человек!
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter На фото - нынешний директор шк. № 101 Светлана Фадеева. Говорить с журналистом "НИ" она отказалась.
О чем предпочла промолчать директор Фадеева? Да вот о чем:
"Сперва школа была на балансе Минздрава, затем ее перевели в Департамент образования Москвы. До этого школы для глухих Подмосковья позакрывали под маркой оптимизации со словами, что вам близко ездить в Москву и там много школ и они лучше. Через год перестали принимать детей Подмосковья на учебу. Школа потеряла контингент учащихся и доход, дети Подмосковья остались без обучения. Детский сад наш, вошедший в ГБОУ также как и школа № 101 (без согласования с родителями и управляющим советом, который был создан только из педагогов и воспитателей, которые не были об этом в курсе), сейчас практически пустует. По той простой причине что ГБОУ не изволило оформить лицензию на адаптированные программы по новому стандарту, и теперь в поисковике на сайте ПГУ.Мос.ру , сад всплывает как общеобразовательный", - говорит Екатерина Николаева.
Вот они - современные методы Департамента образования Москвы. Управляющий совет школы принимал важнейшее решение об объединении нескольких школ в тот момент, когда в нем не было ... ни одного родителя. А правомерны ли тогда все последовавшие за этим решением пертурбации? Надеемся, что юристы ведомства господина Калины после прочтения этой статьи, ответят нам на этот вопрос.
К мнению родителей, кстати, зря не прислушались. Год назад около пятисот пап и мам, и более ста учеников, некогда уникальной школы, написали и подписали петицию. В ней содержится требование вернуть школе № 101 ее прежний статус.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Петиция сопровождалась вот этой фотографией
За год эту Петицию подписал 1471 человек. Что же так не устроило родителей и детей после слияния общеобразовательных школ с коррекционной?
Процитируем только одно из откровений:
"В нашей школе жестовый язык находится практически под запретом, не только на уроках, но даже на кружках, во время самоподготовки и перемен. Ему даже дали презрительное название: «махать руками». За нарушения запрета детей подвергают наказаниям".
Это сообщение о грубейшим нарушении тогдашним директором школы № 101 Н.А. Суперфином Конституции РФ, а именно, - статьи 26, пункт 1, которая звучит так: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», было направлено Ольге Васильевой - Министру образования и науки Российской Федерации.
В этом году на место Суперфина пришел новый директор - Светлана Фадеева. А что еще изменилось?
Первыми в сентябре 2017 года начали жаловаться, естественно, дети. Школа-интернат - это "пятидневка". Пять дней в неделю ученики 101-ой проживают в здании школы. Кормили глухонемых детей вкусно, раньше повара всегда старались. А теперь - нет, - об этом на языке жестов свидетельствует 15-летняя Лена Николаева:
"Еда и пахнет плохо, и не вкусная, живот после нее болит".
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Лена отвечала на вопросы "через" маму
Ленина мама, опросив, как председатель Родительского комитета школы, других родителей, написала по этому поводу жалобу.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Ответ Департамента образования Москвы Екатерине Николаевой Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Вторая страница ответа Департамента образования Москвы Екатерине Николаевой
Если в двух словах, то в ответе "департамента глухих" говорится следующее: да все у вас хорошо!
На территории школы № 101 всегда работал теннисный корт. И вдруг - перестал. Об этом тоже было сообщено в департамент образования Москвы. Что ответили детям-инвалидам и их родителям на это? На этот раз процитируем ответ:
"На территории по адресу ул. Паршина, д. 39 действительно построен теннисный корт. Но, учитывая, что его благоустройство и ремонт не проводились более 10 лет, он пришел в негодность, и использовать его не представляется возможным".
Заметим, что благоустройство и ремонт сотен улиц в Москве тоже не производились более 10 лет, однако, и мы убеждаемся в этом каждый год, у мэра Собянина есть твердое намерение такое положение дел исправить. Вопрос: почему детям-инвалидам отказали в ремонте и благоустройстве спортивного сооружения?
Еще одна головная боль родителей и учеников 101-ой - это школьный автобус.
"У нас автобус, который подарили школе меценаты для того, чтобы дети ездили на экскурсии, на соревнования. У нас же есть дети и с ДЦП - они не могут сами в общественном транспорте передвигаться. Есть дети и с аутизмом, есть дети, у которых капиллярные импланты - то есть в голову вживленный электрод, и сверху- слуховой аппарат.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Вид капиллярного импланта слухового аппарата изнутри Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Вид капиллярного импланта слухового аппарата снаружи
Там такие проводки очень хрупкие, и если дети едут в метро, друг друга могут толкнуть, и этот проводок может повредиться. Последние два года детей наших ни на чем не возят вообще", - рассказала "НИ" Екатерина Николаева.
Кажется, необходимость школьного автобуса для учеников школы-интерната № 101 ни у кого не должна вызывать вопросов. Куда же он делся, и почему не используется по своему прямому назначению?
Процитируем и на этот раз ответ "департамента глухих":
"На сегодняшний день проводится работа по приведению автобуса в соответствие с требованиями, заявленными в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении Правил организации перевозки группы детей автобусами".
Вот как это понимать? Автобус в ремонте? Не предназначен для перевозки детей? Но, ведь, детей на нем, по словам Николаевой, возят, только не инвалидов почему-то.
Вот и мы видели этот автобус. Директор Фадеева поговорила о чем-то с мужчиной, он сел в автобус, и уехал. Происходило это 10 ноября, когда в школе были каникулы.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Автобус "Летучий Голландец"
Теперь расскажем о новых "традициях" школы-интерната № 101. 24 сентября - Международный день глухих, поэтому и в этом году дети готовились к концерту, но его отменила директор Фадеева...
"У меня Лена болела в сентябре три недели, я ничего не знала про концерт, и вдруг, мне звонят учителя и говорят: "новый директор отменила концерт. Ни День открытых дверей не провела, ни концерт. И вообще говорит, что школу скоро закроют", - заявила нам Екатерина Николаева.
Еще одна новая "традиция" школы для глухонемых - это урок спиной к классу. С недавних пор в школе-интернате появились новые учителя. Так вот они во время уроков поворачиваются к глухонемым детям спинами.
Вот что по этому поводу нам заявила ученица 8-го класса Лена Николаева: "Не понятно ничего, когда учитель спиной к классу объясняет урок. Мы дома с мамой и папой потом все проходим заново".
"Активная артикуляция при проведении урока - это азы нашей профессии. "Новенькие" не имеют специального образования, вот и поворачиваются к детям спиной", - рассказала в интервью "НИ" Виктория Шалимова.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Виктория Шалимова на фото - справа
Знаете, что ответили из департамента образования Москвы на возмущение родителей тем, что их глухонемых детей учат "спинами"? Да, вот что:
"Никто из администрации школы не состоит в родственных отношениях между собой. Специального коррекционного образования руководство школы не имеет, коррекционную работу ведут специалисты".
Ей Богу, складывается такое впечатление, что в Департаменте специального образования вообще никто не имеет.
"Согласно, Федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья, руководство таких школ, как наша, должно обладать специальным образованием", - заявила в интервью "НИ" одна из преподавательниц школы № 101. Она просила не называть ее имя и фамилию. Почему? Да, потому что после того, как в прошлом году "старая гвардия" учителей подписала Петицию, им всем сделали замечания, а потом заставили подписать приложение к трудовому договору "О неразглашении" .
Виктория Шалимова работает в школе № 101 уже много лет, у нее есть специальное для этого образование. На фотографии - она в капюшоне не потому, что боится, нет. Просто 10 ноября на улице было очень холодно. А пошла Виктория на такую трудную, а теперь еще и "секретную" работу, как и большинство старой гвардии этого учебного заведения, не случайно:
"Мой сын родился глухим, потому что во время родов врач сделал передозировку наркоза, вследствие чего, мой ребенок родился глухим. К тому же у него повышается внутричерепное давление. В связи с этим снижены внимание, память. Быстро утомляется. Слуховые аппараты постоянно носить не может, так как начинает болеть голова".
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Сын Виктории на фото - справа от нее, а слева - другой учений школы № 101 - Тимчук Николай - чемпион мира по греко-римской борьбе среди глухих.
Слияние школ обернулось для учителей, по словам Екатерины Николаевой, тяжелыми испытаниями:
"Департамент образования Москвы сыграл с ними злую шутку: обычным педагогам надбавили зарплату, в то время как у коррекционных преподавателей она была ниже. И вынудил их стать обычными учителями. И они согласились - там на 10-15 тысяч рублей разница. Для них это существенно. А когда стали меняться директора, старые преподаватели стали работать, как рабы на галерах, - чуть ли не по 12 часов в день за те же деньги".
А вот что говорит сама Виктория: "Заработная плата зависит от количества детей в классе. Для того, чтобы моя зарплата сравнялась с зарплатой учителя общеобразовательной школы, мне приходится работать в два раза больше. То есть я беру большее количество часов. Учитель начальных классов, воспитатель, учитель по слуховой работе - итого у меня получается в неделю 46 часов. В то время, когда учитель в обычной школе получает ту же зарплату, что и я за 27 часов".
Почему же в такие условия были поставлены учителя, которые работают с детьми-инвалидами?
А вот почему: Департамент образования Москвы ввел новые правила. И если раньше за обучение глухого ребенка (инвалида) у учителей был коэффициент, то есть зарплата учителя коррекционной школы, какой и была 101-я, - умножалась на два, то войдя в холдинг, уникальное учебное заведение стало общеобразовательной школой. За коррекцию учителям больше не платят. А поскольку, по нормам СанПиНа, наполняемость классов с глухими детьми от 5 до 8 человек, и оплата идет за каждого ученика, то получается вот так...
Школа, войдя в холдинг, потеряла статус коррекционной.
" Финансирование коррекционной школы всегда было достаточно большим. Если эти деньги поделить по школам, то для Департамента образования, - это более прозрачная схема, им удобнее это контролировать. И родители рады - те, чьим детям не нужна так называемая среда. А тем детям, которым нужна среда, - это слепые и глухие, - им нужно оставлять коррекционные школы. Но департаменту образования дешевле такие школы ликвидировать, - им не надо оплачивать коммунальные платежи за здание, им не надо держать столько педагогов. Коррекционная школа имеет классы, наполняемостью 6-8 детей. Здание - большое, класс - большой, а детей в нем мало - это не рентабельно. В зависимости от заболевания, коэффициент на больного ребенка - 2-3. То есть расходы вдвое, а то и втрое больше, чем на здорового", - говорит Екатерина Николаева.
Вот так - все, как выясняется, упирается в деньги, даже образование детей-инвалидов. А что же делать? И куда им идти? И что будет дальше?
Новая доктрина чиновников от образования такова: пусть дети-инвалиды учатся в общеобразовательных школах - это называется "инклюзивное" образование. Что это такое?
Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Родители и преподаватели ("старая гвардия") с этим утверждением не согласны, не согласны самым категорическим образом:
"Идея инклюзива подходит для единиц - для слабослышащих, умных, - без сочетательных дефектов, и для единиц из числа глухих, с которыми с самого детства занимаются репетиторы. Почему? Потому что в отличие от слабослышащих, глухие дети все идут с " сопроводительными диагнозами", - говорит Виктория Шалимова.
Но "департаменты глухих" мнения родственников и учителей детей-инвалидов, как будто, и не слышат. Хотя многолетняя практика показывает, что глухонемые дети, например, одолевают школьную программу на 2-3 года позже - только к 20 годам.
С точки же зрения чиновников, - это дополнительные расходы на образование. Если говорить о Москве, то это означает, что процесс замены бордюрных камней на дорогах, и мощение плиткой пешеходных дорожек может замедлится, - денег не хватит.
Читайте Новые Известия в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook Вконтакте Twitter Лена просит: "Помогите, пожалуйста!"
Но если кому-то наплевать на больных детей, то им самим, их родителям, учителям из "старой гвардии" и газете "Новые Известия" - нет.
Казалось бы, всего и делов-то: вернуть коррекционный статус школе № 101? И, ведь, все будут счастливы, насколько это возможно, в положении людей с ограниченными возможностями здоровья и влияния на вопиющую несправедливость.