27-й «Кинотавр» близится к концу

После трех дней показов Открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» подвел итоги короткометражного конкурса.

У жюри Гильдии киноведов и кинокритиков на это ушло 15 минут: каждый из шести судей независимо от других выписал названия трех лучших с его точки зрения фильмов программы, в результате чего в шорт-листе оказалось всего пять картин (хотя в принципе могло набраться вплоть до 18), одна из которых набрала пять голосов, две – по четыре, а две оставшихся – один и два голоса.

Таким образом приз гильдии «Слон» был присужден ленте Алексея Наумова «На дачу», в котором молодожены, подвергшиеся нападению насильника, используют его в весьма неожиданном качестве. А дипломы с формулировками «за энтомологический феминизм» и «за футурологический феминизм»  получили «Богомол» Елены Поляковой и работа Оксаны Михеевой «Эс как доллар, точка, джи», где смоделировано будущее, в котором женщины получат право брать в аренду мужчин.

Несколько иначе распорядилось своими возможностями основное жюри короткого метра – главный приз был выдан «Кредиту» Вадима Валиуллина (четвертое место в шорт-листе Гильдии), смешному этюду, в котором обыграна возросшая зависимость людей от заемных денег, а дипломы достались: 1) непритязательной комедии Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» о ведущем мужской радиостанции, у которого после лечения связок голос меняется на женский; 2) банальной, несмотря на острый сюжет, минидраме «Мария» Григория Коломийцева о женщине, которая пытается уговорить сына, захватившего заложников, сдаться на милость правосудия;  3) фантастическому этюду Дмитрия Лесневского (младшего) «Turnaround» («Поворот кругом») о стариках, которые садятся на карусель, сходят с нее молодыми, а потом возвращаются в прежнее состояние, и 4) ленте «Эс как доллар, точка, джи», которую отметили критики.
 
В целом можно констатировать, что оба жюри выделили из массы представленных почти исключительно те фильмы, которые держат короткометражную форму, а не повторяют приемы полнометражного кино. Таких картин немного, но их доля постепенно увеличивается, выводя фестивальный короткий метр из учебной плоскости в самоценное художественное пространство.

В полнометражном конкурсе вслед за «Хорошим мальчиком», о котором    «НИ» писали  в предыдущем репортаже с  «Кинотавра»,  последовал «Врач» Гоши Куценко, сыгравшего в своем фильме главную роль нейрохирурга, которого преследует страх оказаться в «овощном» состоянии.

Эта, по сути телевизионная, картина выглядит как часть сериала вроде «Скорой помощи» или «Доктора Хауса» и интересна преимущественно тем, что затрагивает этические вопросы, почти не обращавшие на себя внимание наших кинематографистов – надо ли информировать больных о неизбежности скорой смерти и допустима ли эвтаназия, если они на ней настаивают.
 
Генеральным продюсером фильма Анны Матисон «После тебя» стал ее муж Сергей Безруков, он же главный герой фильма – знаменитый в прошлом артист балета с тяжелым характером (высокомерие, беспардонность и прямое хамство), который из-за травмы позвоночника стал хореографом в провинции. Как и хирург из «Врача», он узнает о грозящей ему катастрофе (на сей раз это паралич ног) и решает, что красивая и звонкая смерть лучше такой жизни.

История достаточно банальна, но Безруков так мастерски выстраивает и ведет роль, что картина смотрится с драйвом. Что не помешало одному язвительному критику заметить: «Раньше режиссеры снимали своих жен, теперь стали снимать мужей».

Другое семейное предприятие – режиссер Ольга Столповская, ее дочь Татьяна в роли оператора и ее муж, известный писатель Александр Снегирев – представило в конкурсе документальную ленту из разряда «хоум видео», основанную на двух интригующих сюжетах. Во-первых, через место, на котором стоит их подмосковный дом, собираются провести автотрассу, а во-вторых, супруги, пережившие потерю своего ребенка, хотят усыновить чужого, но это оказывается непросто. А поскольку оба умны, образованны и хорошо владеют языком, присутствие на экране «говорящих голов» выглядит вполне естественно, и можно сказать, что семейный автопортрет в интерьере и с одним закадровым участником, в общем, удался.

Еще один телефильм, точнее, телевизионный моноспектакль «Коллектор» с участием Константина Хабенского, чей персонаж все время говорит по телефону, поставил Алексей Красовский. Хабенский – замечательный актер, но в данном случае смотреть на него лучше не вслушиваясь, поскольку вскоре после начала становится ясно, что коллизия, в которую вовлечен герой, – плод расстроенного воображения сценариста, он же режиссер. Да и вообще, непонятно, есть ли смысл включать в фестивальный конкурс картины, в которых отсутствует собственно кинематографический язык.

Примерно то же можно сказать о произведении Гийома Проценко «Разбуди меня» – криминальной истории с налетом мистики, вертящейся вокруг прохождения наркокурьеров через паспортный контроль в аэропорту. Такие фильмы приятно смотреть в холодный непогожий день по телевизору за рюмкой спиртного, но на фестивали люди ездят за другим.

Если кто-то связывал конкурсные надежды с фильмом Кирилла Серебренникова «Ученик», в мае участвовавшим в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, то жестоко ошибся. Перед нами опять не кино, а перенесенный на экран театральный спектакль по пьесе немецкого автора, который вне сценических условностей и в других национальных обстоятельствах звучит крайне неестественно.

Как старшеклассник вдруг стал одержимым верующим, из которого, как из мясорубки, лезут библейские изречения, почему этого свихнувшегося парня после первой же дикой выходки на уроке не отправили на «скорой помощи» в психбольницу и отчего учителя оказываются столь беспомощны перед несовершеннолетним наглецом и хулиганом, а исполнители поголовно переигрывают – всему этому нет никакого художественного оправдания.

Понятно, почему картину взяли в Канны – иностранные отборщики, не слыша русской фальши и не будучи знакомы с реалиями российской школы, элементарно «купились» на ее контент, включающий столь актуальные темы, как религиозный фанатизм, гомосексуализм и антисемитизм. Удивительно другое – как случилось, что режиссеру настолько изменил вкус, а никто ему об этом не сказал.        

Об остальных фильмах полнометражного конкурса читайте в следующем репортаже с фестиваля.
 
 
По теме
20 марта 2024 года состоялся Региональный научно-практический семинар «Образы малой родины в творчестве современных художников», организованный ФГБОУ ВО «Луганская государственная академия культуры и искусств им.
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА